Доступность и качество дошкольного образования: социологический аспект

Том 3, номер 3, 2018, с. 89–97

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 349 КБ, просмотров: 503)

Аннотация:

Дошкольное образование выступает важнейшим компонентом образовательной системы, напрямую влияя на формирование человеческого потенциала детей раннего возраста. Неслучайно дошкольное образование было включено в перечень целей устойчивого развития ООН до 2030 г. В этой связи актуальным является обеспечение равного доступа всех без исключения детей к качественному дошкольному образованию. В статье рассматривается проблема доступности российского дошкольного образования и его качества на примере г. Вологды. На основании данных статистики и социологического опроса, проведенного Вологодским научным центром Российской академии наук в 2018 г., среди родителей детей, посещающих детские сады г. Вологды, анализируются возможности образовательной системы по удовлетворению спроса на дошкольное образование, а также оцениваются различные стороны работы детских садов. Исследование показало, что по-прежнему актуальным остается вопрос обеспеченности местами в детских садах детей в возрасте до трех лет. Отмечается, что при общих положительных оценках качества образования, питания, работы персонала, сохраняются и определенные проблемы, связанные с недостаточной материальной обеспеченностью, переуплотненностью групп, поступлением в детский сад раньше достижения ребенком возраста трех лет. Представляется, что решение обозначенных проблем будет способствовать как повышению доступности и качества дошкольного образования, так и достижению более глобальной цели – развитию человеческого потенциала молодого поколения.

Ключевые слова:

дошкольное образование, доступность, качество, социологический опрос, родители

Автор:

Соловьева Татьяна Сергеевна, научный сотрудник, Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Российская Федерация

Для цитирования:

Соловьева Т.С. Доступность и качество дошкольного образования: социологический аспект. Социальная компетентность. 2018;3(3):89–97.

Библиографический список:

  1. Александрова О.А., Ненахова Ю.С. Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? // Народонаселение. 2015. № 1 (67). С. 95–106.
  2. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. 2018. № 1–2. С. 7–13.
  3. Леонидова Г.В., Головчин М.А., Соловьева Т.С. Государственное дошкольное образование в оценках родительской общественности // Вестник МИРБИС. 2018. № 2 (14). С. 132–139.
  4. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (30.07.2018).
  5. Публичный доклад Администрации города Вологды о социально-экономическом развитии города за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?ID=383740&SECTION_ID=8610 (30.07.18).