Подготовка практических психологов: настоящее и перспективы. Часть 1

Том 9 (2024), № 3, с. 46–65

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 628 КБ, просмотров: 12)

Аннотация:

Статья посвящена состоянию проблемы подготовки практических психологов. Обращается внимание на то, что одной из причин имеющихся в настоящее время трудностей, является отсутствие общепрофессиональной концепции, где представлены все аспекты подготовки специалистов-практиков, готовых к оказанию такого рода помощи населению России: от теоретических оснований до способов оценки результатов. Предлагается авторская модель структуры концепции и её основного содержания. Приводятся аргументы и факты, позволяющие говорить о том, что большинство трудностей, испытываемых теми, кто непосредственно занимается подготовкой практических психологов, связано с отсутствием целостного представления о методологической основе подготовки специалистов, непроработанностью нормативно-правовых и организационных аспектов этого процесса, разнобоя в понимании методологии обучения практических психологов и критериев качества как процесса подготовки практических психологов, так и его результата.

Ключевые слова:

подготовка практических психологов, методологические основания подготовки практических психологов, качество подготовки практических психологов

Авторы:

Пахальян Виктор Эдуардович – научный редактор журнала «Психологическая наука и образование», ведущий специалист, Московская служба психологической помощи населению (Москва, Российская Федерация), vicp2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4654-0152

Для цитирования:

Пахальян В.Э. Подготовка практических психологов: настоящее и перспективы. Часть 1 // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 3. С. 46–65.

Cписок источников

  1. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Методологические проблемы практической психологии и вопросы обеспечения качества работы психолога образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 9–20. EDN: YTCKRT
  2. Барышева Т.Д. Особенности подготовки профессиональных психологов на вузовском уровне в России и за рубежом // Психология и современное российское образование: материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление I, II. М., 2008. С. 210–211.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25–26. EDN: GBDLQF
  4. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3–18. EDN: NBEVNR
  5. Ананьева Н.Н., Васина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки психологов в вузе // Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции, Королев, 19 декабря 2014 г. Королёв: Технологический университет, 2015. С. 4–8. EDN: TXZOGH
  6. Ясюкова Л.А. Качество подготовки современных практических психологов // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 97–101.
  7. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя (интервью И.В. Дубровиной) // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 8–15. EDN: ANXLTU
  8. Карицкий И.Н. Психологические практики в социальном пространстве // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2(39). С. 134–139.
  9. Мазилов В.А. Психология академическая и психология практическая, их соотношение: прошлое, настоящее, будущее // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / под ред. А.Л. Журавлёва, А.В. Юревича. М.: Институт психологии РАН. 2015. С. 137.
  10. Соколков Е.А. Особенности профессиональной подготовки практических психологов // Психология познания: методология и методика преподавания. Раздел 4.2. М.: Логос, 2007.
  11. Колпачников В.В. Психотехническая система клиентоцентрированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80–92. EDN: TAXQYH
  12. Жуланова И.В., Медведев А.М. Субъектно-личностный вектор высшего образования: намерения и возможности // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Волгоград, 2011. С. 88–92. URL: https://elib.grsu.by/katalog/175261-399933.pdf
  13. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с.
  14. Смирнов А.Н. Особенности условий подготовки практических психологов в зависимости от их профессиональной специализации: дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006. 23 с.