Том 9 (2024), № 3, с. 30–45
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 753 КБ, просмотров: 13)
Аннотация:
Исследование направлено на изучение возможностей использования рефлексивного портфолио студента для качественного оценивания его образовательных достижений. Методом исследования в данной статье выступает анализ существующих трактовок и интерпретаций понятия «продуктивное образование», структуры электронного портфолио, основным компонентом которого становится содержание рефлексии образовательных и академических результатов студента, становящегося педагога. Показано, как в ходе коллективного проектирования преподавателями и студентами Школы педагогики Дальневосточного федерального университета вносятся корректировки в логику самопрезентации студента в электронной образовательной среде университета с опорой на рефлексию. Раскрываются теоретические положения по усилению практической направленности обучения в вузе в условиях рефлексивного отношения обучающихся к своему образованию, способы фиксации которого помогают отражать рефлексивный характер портфолио. Авторы статьи дают обоснование того, что трансформация традиционного портфолио в рефлексивное с использованием цифровых инструментов позволит успешнее реализовывать идею продуктивного образования в системе педагогического образования.
Ключевые слова:
рефлексия, продуктивное образование, продуктивное обучение, рефлексивное портфолио, образовательный продукт, образовательные достижения
Авторы:
Боровкова Тамара Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация), borovkova.ti@dvfu.ru
Карпенко Сергей Юрьевич – кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация), karpenko.syu@dvfu.ru
Кошелева Марина Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация), kosheleva.me@dvfu.ru
Для цитирования:
Боровкова Т.И., Карпенко С.Ю., Кошелева М.Е. Рефлексивное портфолио студента как инструмент реализации продуктивного образования // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 3. С. 30–45.
Cписок источников
- Умнов В.С. Формирование педагогической рефлексии у студентов педвуза методами продуктивного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003. 23 с.
- Бояринцева Е., Титова И., Харевский А. Учебное рефлексивное портфолио // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 170–171. EDN: JJPBDR
- Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4-4. С. 815–817. EDN: VSDHWD
- Пруель Н.А. Образование как общественное благо: Воспроизводство, распределение и потребление: дис. … д-ра соц. наук. Санкт-Петербург, 2002. 296 с.
- Курбанов А.Р. Образование как благо: современные контексты понимания // Человек. T. 32, № 2. C. 65–75. DOI: https://doi.org/10.31857/S023620070014861-4
- Демин А.С., Демина С.А. Образование как общественное благо в эпоху высоких технологий: миф или реальность? // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения», Москва, 18–19 декабря 2019 г. Вып. 3. Ч. 1. Москва, 2020. С. 616–621.
- Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. № 3. С. 147–150. EDN: RZLWSB
- Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. С. 9. EDN: UHGYOX
- Бар Р.Б., Таг Дж. От обучения к учению – новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сборник рефератов статей по дидактике высшей школы. Минск: Пропилеи, 2001. С. 13–39. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/48389
- Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании: аксиологические аспекты: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 53 с.
- Щедровицкий Г.П. Философия, наука, методология. Москва, 1997. 656 с.
- Меженин Я.Э., Воронина С.А., Алексеева В.В. Высшее образование: к проблеме продуктивного осмысления мотивирующих факторов // Учёные записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2023. № 1(22). С. 69–71. EDN: LEPASQ
- Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2012. 112 с.
- Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. № 6. С. 163–173. DOI: https://doi.org/10.26170/po20-06-19
- Бернадинер М.И., Заславская О.Ю. Электронное портфолио как средство оценки достижений студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 1(63). С. 58–67. DOI: https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.05
- Елизарова Е.Ю. Формирование и оценка общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в вузе на основе междисциплинарного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2023. 24 с.
- Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 183 с.
- Смолянинова О.Г., Безызвестных Е.А. Е-портфолио в оценивании образовательных результатов и образовании в течение всей жизни // ИКТ в образовании в течение всей жизни: материалы 1-й международной конференции, Красноярск, 16–18 сентября. Красноярск: СФУ, 2014. С. 9–20.
- Мацкевич В., Барковский П. Университет: Дискуссия об основаниях / под ред. Т. Водолажской. Минск: И.П. Логвинов, 2011. С. 125.