Том 9 (2024), № 3, с. 6–17
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 555 КБ, просмотров: 13)
Аннотация:
В статье представлены результаты анализа инновационных образовательных проектов вузов, реализуемых в статусе федеральных инновационных площадок. Для анализа отобрана популярная тематика, связанная с реализацией университетом функции интегратора заинтересованных субъектов (образовательных, общественных, культурно-просветительских организаций, производственных предприятий, органов государственной власти и управления, бизнеса) в решении актуальных социально-экономических задач региона. Представлен опыт участия федеральных инновационных площадок на базе вузов в решении таких задач, как устойчивое развитие молодёжного образовательного туризма, формирование экологической культуры населения, продвижение социокультурных ресурсов городских и сельских территорий, освоение туристских пространств, профориентация школьников с учётом кадровых потребностей региона, прогнозирование и формирование форсайт-компетенций у специалистов туристской отрасли, обеспечение непрерывного профессионального роста педагогических работников. Востребованным способом реализации университетом интеграционной функции выступает создание на его базе элемента инфраструктуры, объединяющего заинтересованные стороны в решении конкретной социально-экономической задачи. В качестве такой инфраструктуры в инновационных проектах вузов представлены межуниверситетский кампус устойчивого развития молодёжного образовательного туризма; ресурсный центр формирования экологической культуры населения; научно-практический центр социокультурных инноваций; учебно-тренинговый центр с цифровой площадкой для освоения туристских пространств регионов и развития проектных компетенций в сфере туризма; инфраструктура профильного летнего детского оздоровительного лагеря на базе технического университета; площадка бизнес-инкубации и бизнес-акселерации в туризме; региональный центр адресного сопровождения профессионального роста педагогических работников. Описаны способы создания на базе университета элемента инфраструктуры, объединяющего заинтересованные субъекты в решении социально-экономической задачи региона: «расширение масштаба деятельности существующего элемента инфраструктуры вуза до регионального или межрегионального», «дополнение задач, решаемых элементом инфраструктуры вуза, с учётом региональных запросов», «создание в университете нового элемента инфраструктуры для решения актуальной социально-экономической задачи», «расширение сети партнёров университета в решении актуальной региональной задачи посредством цифровизации». Предмет исследования – содержание инновационной деятельности вузов, имеющих статус федеральной инновационной площадки. Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация отчётов федеральных инновационных площадок на базе вузов. Цель исследования – обобщение опыта инновационной деятельности вузов в статусе федеральных инновационных площадок, направленной на объединение субъектов, заинтересованных в решении актуальных социально-экономических задач региона.
Ключевые слова:
инновационная деятельность, университет, содержание инновационной деятельности, инновационный образовательный проект, федеральная инновационная площадка, интеграционная функция университета, инфраструктура инновационной деятельности
Авторы:
Мазниченко Марина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет (Сочи, Российская Федерация), maznichenkoma@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5545-063X
Для цитирования:
Мазниченко М.А. Университет как интегратор в решении актуальных задач региона – ключевая идея федеральных инновационных площадок // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 3. С. 6–17.
Cписок источников
- Гольцова П.А., Лоева Я.А. Педагогические инновации: понятие и проблематика // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7(63). С. 396–398. EDN: WHLZTZ
- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–20.
- Белякова Е.Г., Дегтярев С.Н. Инновационный образовательный процесс: оценка смыслообразующего потенциала // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 7–13.
- Шишка С.А. Инновационные процессы в педагогической деятельности и их характеристика // Актуальные вопросы и тенденции развития STEM-образования в образовательной системе Московской области: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 ноября 2022 г. Москва: Мир науки, 2024. С. 155–157. EDN: EVGKWN
- Мусаткина Ю.Ю. Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: сборник материалов IV Международной студенческой научно-практической конференции, Тула, 17 апреля 2024 г. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2024. С. 41–45.
- Тюнников Ю.С., Афанасьева Т.П. Методологическое обоснование построения мониторинговых показателей инновационного развития образовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 2(59). С. 128–138.
- Лазарев В.С. Обобщенная модель инновационного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 22–28. EDN: NXNMDZ
- Дембицкая Ю.В. Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С. 19–21.
- Журавлева Т.С., Нагиев Г.Г. Профессиональные и личностные качества преподавателя-инноватора // Global Issues Conference 2024: Veterinary Medicine, Biology, Biotechnology, Agriculture, Pedagogical and Philological Sciences: Материалы II международной научно-практической конференции. Москва: МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина, 2024. С. 182–187. EDN: COMKOX
- Ефремова П.В., Романова И.М. Особенности организации инновационной деятельности в вузах РФ // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2016. № 3(79). С. 61–75. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.163478
- Милова Ю.Ю. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Экономика, управление, финансы: материалы III Международной научной конференции (Пермь, 20–23 февраля 2014 г.). Казань: Молодой ученый, 2014. С. 25–27.
- Бочков Д.В. Теоретико-методологические аспекты осмысления управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации // Казачество. 2024. № 78(5). С. 36–50. EDN: JZCGER
- Приймачук И.В. Инновационная деятельность вуза как ресурс инновационного развития региона // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 3(121). С. 80–82. EDN: FSHPWB
- Гапонова О.С., Смельцова С.В., Чилипенок Ю.Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 4. С. 1147–1161. DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-10
- Осипова О.С., Поршнев А.В., Смельцова С.В. Университеты в инновационном развитии регионов // Социально-экономические преобразования и проблемы: сборник научных трудов. Вып. 9. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2019. С. 45–66. EDN: RDGFTP
- Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие. Теоретический анализ и методология исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, № 3. С. 479–485. EDN: TEUBOV