Развитие готовности родителей к взаимодействию с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: теоретические и практические аспекты

Том 9 (2024), № 2, с. 19–33

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 788 КБ, просмотров: 11)

Аннотация:

В настоящее время формирование жизненных компетенций у детей с расстройствами аутистического спектра считается приоритетным направлением образования. В этой связи образовательным организациям необходимо обеспечить условия для положительной динамики развития жизненных компетенций детей с РАС. В статье выявлена значимость готовности родителей осуществлять развивающее взаимодействие с детьми в аспекте формирования у них жизненных компетенций. Уточнено понятие «готовность к развивающему взаимодействию», выделены компоненты, представлено содержание опросника для родителей и результаты его применения. Установлено, что, несмотря на достаточную включенность родителей в процесс развития и обучения детей с аутистическими расстройствами, родители не всегда демонстрируют высокую готовность самостоятельно в домашних условиях формировать у детей жизненные компетенции: испытывают дефицит знаний, не владеют способами обучения ребенка с РАС навыкам заботы о здоровье, личной безопасности, социального взаимодействия, не умеют поддерживать инициативу ребенка, встраиваться в его деятельность, гибко менять свою тактику. Часть родителей убеждены в первостепенной роли специальных педагогов в обучении ребенка жизненным компетенциям. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленно проводить работу по развитию готовности родителей к взаимодействию с детьми в аспекте формирования жизненных компетенций при аутистических расстройствах. В статье описан опыт обучения родителей развивающему взаимодействию с детьми. Рассматриваемая тема может быть интересна педагогам специальных (коррекционных) учреждений.

Ключевые слова:

жизненные компетенции, расстройства аутистического спектра, развивающее взаимодействие, готовность родителей, трудности взаимодействия

Авторы:

Зачиняева Елена Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация), zachinyaeva.ef@dvfu.ru
Демчук Виктория Витальевна – директор, Владивостокская специальная (коррекционная) школа (Владивосток, Российская Федерация), borisovavv@list.ru

Для цитирования:

Зачиняева Е.Ф., Демчук В.В. Развитие готовности родителей к взаимодействию с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: теоретические и практические аспекты // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 2. С. 19–33.

Cписок источников

  1. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 05.09.2024).
  2. Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills-Revised (The ABLLS-R): [Vol. 1.] The ABLLS-R Protocol. Pleasant Hill: Publ. Behavior Analysts, 2006. 94 p.
  3. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. 2010. № 2. С. 3–18. EDN: LAESFV
  4. Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 89–99. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150409
  5. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 3. С. 120–130. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210314
  6. Формирование жизненных компетенций у школьников, подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС): методическое пособие. Москва: ИКП, 2023. 24 с.
  7. Довбня С. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: Практики с доказанной эффективностью. Москва: Альпина ПРО, 2022. 168 с.
  8. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис… канд. псих. наук. Москва, 1997. 23 с.
  9. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер, 2004. 412 с.
  10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 2006. 139 с.
  11. Тыклюк Н.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен // Акмеология. 2007. № 1. С. 18–21. EDN: PXMQRV
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2000. 384 с.
  13. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Москва: Высшая школа, 1984. 174 с.
  14. Большой психологический словарь. Москва: ОЛМА-Пресс, 2003. 666 с.
  15. Радионова Н.Ф. Развивающее и развивающееся взаимодействие субъектов образовательного процесса: истоки становления концепции, ее сущность и развитие // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 15–27. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-15-27
  16. Михайленко О.А. Формирование развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста: автореф. дис… канд. пед. наук. Сочи, 2002. 18 с.
  17. Зачиняева Е.Ф., Кравцов В.В., Савельева Н.Н., Сазонова А.Н. Обучение в высшей школе: возможности современных образовательных технологий: учебно-методическое пособие. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2020. 139 с.