Том 9 (2024), № 2, с. 6–18
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 565 КБ, просмотров: 30)
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования патриотических установок у школьников с акцентом на использовании метода проектов в образовательной деятельности. Цель исследования – обобщение существующего опыта и разработка теоретической модели патриотического воспитания, ориентированной на углубленное изучение истории и культуры родного края. Анализ проведен на основе культурно-исторического подхода и включает сравнение различных методов патриотического воспитания, с акцентом на преимущества проектного метода для осознанного формирования гражданских и культурных ценностей. Методы исследования включают контент-анализ научных публикаций, сравнительный и интерпретационный анализ, а также метод моделирования. Результаты подтверждают, что метод проектов, интегрированный в образовательный процесс, способствует более глубокому осознанию учащимися ценности культурного наследия, формирует у них уважение к историческим достижениям и усиливает чувство социальной ответственности. Ключевым выводом является то, что проектная методика позволяет достичь устойчивого патриотического воспитания через активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. В отличие от традиционных подходов, предложенная методика учитывает локальный культурный контекст, что делает ее эффективной и адаптируемой для использования в различных регионах. Новизна статьи заключается в теоретической систематизации и моделировании проектного метода как средства патриотического воспитания, что предоставляет базу для дальнейших эмпирических исследований и практического применения в образовательных учреждениях.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, метод проектов, школьное образование, культурные ценности, гражданская идентичность, историческое наследие, образовательная методология
Авторы:
Бояров Евгений Николаевич – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Сахалинский государственный университет (Южно-Сахалинск, Российская Федерация), e.boyarov@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-7283-1872
Для цитирования:
Бояров Е.Н. Применение метода проектов для формирования патриотических установок у школьников // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 2. С. 6–18.
Cписок источников
- Ларина Т.В., Кораблин И.И., Суханова А.С. Метод проектов как средство формирования патриотических ценностей курсантов военных вузов // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 3(4). С. 38–44. DOI: https://doi.org/10.51635/27129926_2021_3_38
- Горяинова А.М. Метод проектов как средство патриотического воспитания будущих специалистов // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. Образование. 2020. Т. 47. № 3. С. 8–12. EDN: SIREXG
- Новокшонова Д.М., Корончик В.Г. Метод проектов как современная технология патриотического воспитания // Севастополь – Сталинград: одна война, одна история. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь, 2022. С. 223–226. EDN: UDMEZY
- Земскова А.А. Оценка эффективности существующих методов патриотического воспитания подростков и молодежи РФ на примере федерального проекта «Патриотическое воспитание» до 2024 года // Молодежная Неделя Науки. Санкт-Петербург, 2022. С. 26–28. EDN: IGRYAR
- Джуматаева В.Д. Духовно-патриотическое воспитание школьников через применение метода проектов на уроках иностранного языка // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. Комсомольск-на-Амуре, 2023. С. 106–115. EDN: SRJYLI
- Сивкова Ю.С., Кувалдина Е.А. Проект «Живая память» как средство патриотического воспитания подростков // Общество. Наука. Инновации (НПК–2022). Сборник статей. Киров, 2022. С. 748–757. EDN: EAZYYA
- Минакова А.С., Мордвина Н.Д. Сохранение межнациональной исторической памяти как метод формирования толерантности молодежи на примере патриотического проекта «Единство народов – сила поколений» // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Екатеринбург, 2021. С. 377–381. DOI: https://doi.org/10.26170/Kvnp-2021-03-88
- Дорохова Е.С. Проект «Подвиг педагогов и выпускников УрГПУ – участников локальных войн» как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Екатеринбург, 2021. С. 9–13. EDN: TTSBGU
- Бережная О.В., Коблева А.Л. Технология событийного подхода к формированию чувства патриотизма // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 2(101). С. 158–164. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.19
- Кровякова Н.Е. Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка с использованием проектной деятельности // Современные проблемы лингводидактики. Рязань, 2020. С. 55–59. EDN: GXQNGS
- Щетинин Д.Г. Возможности социального педагога по реализации патриотического воспитания подростков // Новая наука: от идеи к результату. 2024. № 6. С. 150–156. EDN: VHFMUK
- Мизюрова Э.Ю. Технология проектной деятельности в контексте развития патриотического воспитания обучающихся // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Чебоксары, 2022. С. 97–99. EDN: CFGRQA
- Алиева С.А., Алиева С.Т., Идрисова П.Г., Сулейманова Р.В. Метод социального проекта как важное средство воспитания патриотизма у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15. № 1. С. 9–14. EDN: CNZIQA
- Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся организаций профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 18–20. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-18-20
- Челпанова Т.М. Актуальность и роль патриотических программ и проектов в информационной войне как метод противодействия угрозам в сфере защиты традиционных ценностей, культуры и исторической памяти // Аграрное и земельное право. 2024. № 5(233). С. 131–137. EDN: LOLOQF
- Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 1. С. 53–73. DOI: https://doi.org/10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73
- Ивченков С.Г., Сайганова Е.В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.643
- Шамаев А.М. Воскобоев А.И. Выработка патриотических ценностных установок как одно из основных направлений в учебно-воспитательной работе образовательных организаций МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 251–254. EDN: JVWADB