Восприятие студентами регионального вуза уровня своих цифровых навыков и компетенций

Том 9 (2024), № 1, с. 20–33

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 796 КБ, просмотров: 12)

Аннотация:

Цифровая трансформация оказывает влияние как на профессиональную сферу деятельности, так и на сферу образования, где возникает необходимость не только внедрения новых образовательных технологий, но и пересмотра существующих. Цифровые навыки и компетенции становятся значимыми требованиями при трудоустройстве, а своевременность их освоения напрямую пересекается с образовательными процессами в высшей школе. Данное исследование ставит целью изучить восприятие студентами регионального вуза уровня своих цифровых навыков и компетенций, а также проанализировать, чего на сегодняшний день не хватает студентам для соответствия образовательного процесса цифровой повестке. По результатам онлайн-опроса составлен список рекомендаций и замечаний, которые могут быть использованы для практических улучшений образовательной среды.

Ключевые слова:

цифровые навыки, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая компетентность, цифровизация

Авторы:

Скивко Мария Олеговна – PhD, доцент кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева (Самара, Российская Федерация)

Развейкина Надежда Андреевна – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева. (Самара, Российская Федерация)

Шиханова Елена Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева (Самара, Российская Федерация)

Для цитирования:

Скивко М.О., Развейкина Н.А., Шиханова Е.Г. Восприятие студентами регионального вуза уровня своих цифровых навыков и компетенций // Социальная компетентность. 2024. Т. 9, № 1. С. 20–33.

Cписок источников

  1. Иваненко М.Н. Конкурентоспособность сотрудников в России: Как улучшить цифровую компетенцию сотрудников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 3. С. 775–781. https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201903.775-781
  2. Капелюк С.Д., Карелин И.Н. Динамика востребованности цифровых навыков на рынке труда регионов России // π-Economy. 2023. Т. 16, № 1. С. 51–61. https://doi.org/10.18721/JE.16104
  3. Башарина О.В., Яковлев Е.В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2(26). С. 31–36.
  4. Морозов А.И. Академическая и цифровая компетентность: тенденции, особенности и структурная взаимосвязь // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1(154). С. 50–54.
  5. Ельцова О.В., Емельянова М.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1(106). С.155–161. https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.79.44.020
  6. Токтарова В.И., Ребко О.В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 2(42). С. 165–177. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177
  7. Умарова Н.Р. Формирование цифровой грамотности у студентов // Наука и образование сегодня. 2021. № 4(63). С. 20–21.
  8. Рязанцева М.В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 6. С. 77–85. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-6-77-85
  9. Прохорова М.П., Булганина С.В., Бурханов С.В. Изучение цифровых навыков студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 232–236.
  10. Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности бакалавров-инженеров в процессе решения информационно-технологических задач // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 4(29). С. 149–152. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0032
  11. Табачук Н.П. Информационная, цифровая и SMART-компетенции личности: трансформация взглядов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4(26). С. 133–141. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-4-133-141
  12. Сорокина Н.И., Степанов Р.И., Попова Э.Ю. Формирование цифровых компетенций у современной молодежи: проблемы, опыт, перспективы // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 24–29. https://doi.org/10.26170/po19-06-03
  13. Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 235–238. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0055
  14. Щербаков И.Е., Карасева О.В., Горбачева Д.А. Цифровая компетентность магистров в российском и зарубежном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 216–218.
  15. Фортунатов А.Н., Воскресенская Н.Г. Цифровые компетенции и технологии новой искренности в эпоху Web 4.0 // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Т. 26, № 2. С. 276–285. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-276-285
  16. Гладилина И.П., Крылова М.Е. Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 13–15.
  17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). C. 25–31. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
  18. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 97 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/26/1143130930/ice2019kr.pdf (дата обращения: 21.12.2023).
  19. Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 2. С. 146–152. https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253