Модель профилактики мобильной зависимости подростков

Том 8 (2023), № 4, с. 42–52

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 574 КБ, просмотров: 35)

Аннотация:

В исследовании представлена концептуальная модель профилактики мобильной зависимости подростков во взаимодействии классного руководителя и родителей, включающая целевой, содержательно-организационный и результативно-оценочный блоки. Методологическим основанием реализации модели выступают аксиологический, системный и деятельностный подходы, реализуемые на основании принципов здоровьесбережения, синергии, конструктивного взаимодействия и личностной ориентации. Содержательно-организационный блок модели представлен педагогическими условиями (конструктивное взаимодействие классного руководителя и родителя, систематичность профилактических мероприятий, опережающий характер воздействия на ситуацию риска), реализуемые в трех этапах: повышение информированности родителей (пассивный), вовлечение родителей в различные формы деятельности (активный), совместная деятельность классного руководителя и родителей (интерактивный). В результативно-оценочном блоке представлены критерии диагностирования результативности реализации педагогических условий в когнитивном, социальном и ценностном компонентах на высоком, среднем или низком уровнях. В статье представлен анализ источников по проблемам мобильно-зависимого поведения подростков, уточнения понятия «мобильная зависимость подростков».

Ключевые слова:

мобильная зависимость, профилактика, подростки, методологические подходы, принципы, педагогические условия, родители

Авторы:

Лабарешных Наталья Николаевна – аспирант 3 курса, Государственный университет просвещения, Москва, Российская Федерация, nnlab@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4073-4602

Москвина Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий, Государственный университет просвещения, Москва, Российская Федерация, elena230877@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5965-6261

Для цитирования:

Лабарешных Н.Н., Москвина Е.В. Модель профилактики мобильной зависимости подростков // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 4. С. 42–52.

Cписок источников

  1. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999. http://www.flogiston.ru/articles. (дата обращения: 30.01.2023).
  2. Саглам Ф.А. Исследование проблем Интернет-аддикций в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. 2008. № 4. С. 55–58.
  3. Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2007. 21 с.
  4. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2(4). С. 48–54.
  5. Галагузова Ю.Н., Лабарешных Н.Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171–177.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд. Москва: Академия, 2008. 566 с.
  7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва, 1999. 538 с.
  8. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теория, методология, проблемы. Москва: Политиздат. 1990. С. 70–82.
  9. Дружинина А.А. Личностно-ориентированный подход как целеполагающий в формировании управленческой культуры студента – будущего социального работника // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 12(116). С. 82–87.
  10. Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Москва: ИКП РАО, 2022. https: https://ds63-schel.edumsko.ru/activity/-psih_ped/support/post/1949521/doc/29430 (дата обращения: 30.01.2023).
  11. Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международной заочной научно-практической конференции (27 февраля 2012 г.). Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. Ч. II. С.122–133.
  12. Лабарешных Н.Н., Галагузова Ю.Н. Взаимодействие классного руководителя и родителей в профилактике мобильной зависимости подростков // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей / под науч. ред. Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Екатеринбург, 2022. С. 150–153.
  13. Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы науки и образования. 2014. № 4(10). С. 15–19.
  14. Котляров И.Д. Виртуальная реальность как пространство удовлетворения потребностей // Прикладная информатика. 2006. № 6(6). С. 101–111.
  15. Кузнецов Р.А., Коломийченко Л.В. Ценностные ориентации как фактор формирования базовой культуры личности // ЦИТИСЭ. 2019.№ 2(19). С. 29–36.