Формирование функциональной грамотности в начальной школе: теоретические и практические аспекты

Том 8 (2023), № 4, с. 6–25

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 836 КБ, просмотров: 43)

Аннотация:

В статье на основании отечественных исследований приведены теоретические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, рассматривается история понятия «функциональная грамотность». Выявлена значимость функциональной грамотности для жизнедеятельности человека в условиях изменений, происходящих в мире, а также определены факторы, способствующие успеху этого процесса. Раскрывается взаимосвязь понятий «функциональная грамотность» и «универсальные учебные действия», «системно-деятельностный подход». Обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных компетенций учителей начальной школы. Обосновывается необходимость всестороннего изучения проблемы формирования функциональной грамотности в начальной школе. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении особенностей формирования функциональной грамотности младших школьников.  Рассматриваемая тема может быть также интересна педагогам для построения методической работы по формированию функциональной грамотности – навыка XXI века.

Ключевые слова:

функциональная грамотность, качество образования, системно-деятельностный подход, оценка, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, универсальные учебные действия

Авторы:

Коршунова Наталья Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Российская Федерация, korshunova.nl@dvfu.ru

Лущик Марина Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Начальная школа – детский сад № 14», Хабаровск, Российская Федерация, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Российская Федерация, luschik.m@yandex.ru

Для цитирования:

Коршунова Н.Л., Лущик М.А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе: теоретические и практические аспекты // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 4. С. 6–25.

Cписок источников

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / под науч. ред. А.А. Леонтьева. Москва: Изд. дом Рос. акад. образования «Баласс», 2003. 367 с.
  2. Результаты исследования PISA-2018. (https://fioco.ru/PISA-2018-results (дата обращения: 29.03.2024).
  3. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2022 https://fioco.ru/отчеты-мси (дaта обращения: 21.03.2024).
  4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 114–156.
  5. Серых Л.В., Пульная С.А., Терехова С.Е., Белова О.В. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 2. Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2020.  472 с.
  6. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1(23). С.179–185.
  7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.
  8. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Пространство и Время. 2015. № 1.
  9. Функциональная грамотность школьников: что это такое и как ее развивать.  https://news.ramb-ler.ru/education/44384185-funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit (дата обращения: 28.12.2022).
  10. Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. № 6. С. 99–109.
  11. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник ОГУ. 2021. № 3(231). С. 32–42. https://doi.org/10.25198/1814-6457-231-3
  12. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2017. № 3. С. 3–7.
  13. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2017. № 4. С. 3–8.
  14. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2017. № 5. С. 3–7.
  15. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2017. № 6. С. 3–-7.
  16. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2018. № 1. С. 3–10.
  17. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2018. № 2. С. 3–7.
  18. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы //Начальное образование. 2018. № 3. С. 3–13.
  19. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
  20. Асхадуллина Н.Н, Вильданова Д.Р. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 27–30.
  21. Асхадуллина Н.Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 24–27.
  22. Стрельцова А.Д. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС // Форум молодых ученых. 2019. № 5(33). C. 1187–1191.
  23. Пичугин С.С., Громова Л.А, Самкова В.А, Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3(75). С. 49–56.
  24. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4(61). С. 13–33.
  25. Юртаева О.А. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании функциональной грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 322–325.
  26. Виноградова Н.Ф. Стратегическая задача повышения профессионального мастерства учителя начальной школы в свете реализации ФГОС НОО //Начальное образование. 2020. № 2. С. 3–7.
  27. Виноградова Н.Ф. Стратегическая задача повышения профессионального мастерства учителя начальной школы в свете реализации ФГОС НОО //Начальное образование. 2020. № 2. С. 4–9.
  28. Шатохина И.В. Формирование функциональной грамотности будущих учителей начальной школы в условиях педагогического образования // МНИЖ. 2023. № 1(127). С. 1–7.
  29. Мартынова Ю.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на занятиях по французскому языку // Вестник СИБИТа. 2021. № 3. С. 39–43.
  30. Сергеева Л.А. Формирование функциональной математической грамотности студентов – будущих учителей начальной школы средствами математико-информационных задач // Гаудеамус. 2022. № 3. С. 74–81.
  31. Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 3–14.
  32. Алтухова С.П. Чтение – лучшее учение. // Начальная школа. 2021. № 3. С. 14–17.
  33. Казачкова Н.Б, Солнышкина М.И. Почему современные дети не любят читать? // Начальная школа. 2021. № 3. С. 9–13.
  34. Салова З.В. Технология продуктивного чтения // Начальная школа. 2016. № 11. С. 28–30.
  35. Самыкина С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. 2012. № 7. С. 67–70.
  36. Шадрина И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки // Начальная школа. 2013. № 4. С. 72–77.
  37. Фёдорова С.В., Фролова Э.В. Формирование математической грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С. 37–-40.
  38. Фомина Н.И. Система заданий для формирования математической грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С.40–44.
  39. Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики // Начальная школа. 2022. № 1. С. 38–46.
  40. Голованова В.С., Дворянова С.И., Калашова А.А., Клюева Е.В. Задания по формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С. 48–51.
  41. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 12.04.2024).
  42. Корнеева О.С. Формирование у младших школьников элементарной финансовой грамотности // Начальное образование. 2012. № 4. С. 8–12.
  43. Перевозникова Н.А. Формирование у младших школьников предпосылок к финансовой грамотности // Начальное образование. 2022. № 4. С.51–52.
  44. Громова Л.А. Финансовая грамотность: педагогические риски // Начальная школа. 2019. № 5. С. 40–43.
  45. Креславская Т.А. Развитие креативности у младших школьников // Начальная школа. 2020. № 3. С. 13–18.