Занятия физической культурой как средство преодоления эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ

Том 8 (2023), № 3, с. 22–31

[ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 752 КБ, просмотров: 25)

Аннотация:

В процессе продолжительной работы у представителей педагогической профессии может развиваться эмоциональное выгорание, проявляемое в ряде негативных реакций: психологических, психосоматических, поведенческих. Это отрицательно сказывается не только на самочувствии и самоощущениях педагогов, но и на процессе и результатах их деятельности. В связи с этим поиск и разработка эффективных средств предотвращения и коррекции этого вида профессиональной деформации становится важной задачей исследователей. Одним из таких средств могут быть занятия физическими упражнениями. Представляемое исследование было выполнено именно в русле этой возможности. Его целью стала разработка и экспериментальная оценка эффективности специальной программы физических упражнений для преодоления эмоционального выгорания учителей общеобразовательных средних школ, деятельность которых связана со значительным риском его возникновения. Эта программа предусматривает преимущественное использование танцев и танцевальных движений под музыку в режиме учебного дня, соблюдение гигиенических норм труда и отдыха и др. Она находит положительный эмоциональный отклик у занимающихся, способствует улучшению состояния здоровья и повышению уровня работоспособности.

Ключевые слова:

профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, средства физической культуры

Авторы:

Гончаров Виктор Иванович, доктор психологических наук, доцент, профессор департамента валеологии, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация, victorgoncharov@yandex.ru
Лехан Лилия Валентиновна, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация, lilialehan@mail.ru

Для цитирования:

Гончаров В.И., Лехан Л.В. Занятия физической культурой как средство преодоления эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 3. С. 22–31.

Cписок источников

  1. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: дисс. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1999. 180 с.
  2. Freudenberger H.J. Staff Burn-Out. Journal of Social Issues, 1974, no. 30(1), pp. 159–165.
  3. BurishM. Burnout-Sundrom-Theorie der innernErschopfung. Berlin, 1989.166 p. (In Ger.).
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 299 с.
  5. Нечаев А.П. Психология физической культуры. 2-е изд. Москва, Ленинград, Государственное издательство, 1930. 92 с.
  6. Горбунов Г.Д., Пуни А.Ц. О потребности в физической нагрузке и влиянии ее удовлетворения на психическую сферу спортсменов // Материалы III съезда общества психологов СССР. Т. III, вып. 2. Москва, 1968. С. 254–261.
  7. Бехтерев В.М. Хроника: Институт по изучению мозга и психической деятельности, отчет о деятельности по 15 июля 1919 г. // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 136–168.
  8. Кушнарева Т.В. Влияние некоторых типовых занятий по физическому воспитанию на психические функции, функциональное состояние и работоспособность ЦНС студентов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы ΙΙ Международной научно-практической конференции. Уссурийск, 2007. С. 147–150.
  9. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 6(52). С. 23–27. EDN: KVJSLF
  10. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12(70). С. 69–74. EDN: NBQUMH
  11. Кривощеков С.Г. Стресс, функциональные резервы и здоровье // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. C. 104–109. EDN: PONZAR
  12. Лысенко А.В., Таютина Т.В., Лысенко Д.С., Арутюнов В.А. Оценка влияния физической нагрузки навыраженность тревожно-депрессивных состояний // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11(117). С. 218–224. EDN: TAQUSV
  13. Титова Л.А. Физическая культура и спорт как средство психогигиены и психопрофилактики в здоровьесбережении человека // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. C. 133–138. EDN: VVYAET