Онлайн-отзывы и поведение потребителей: социологический анализ

Том 8 (2023), № 3, с. 14–21

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 514 КБ, просмотров: 57)

Аннотация:

В статье на основе эмпирического исследования показывается влияние отзывов потребителей различных товаров и услуг на их поведение. При этом раскрывается, что «Авито» является главной площадкой для продвижения услуг исполнителями. Наиболее эффективная стратегия продвижения, как показало исследование, заключается в совмещении указанного интернет‑сервиса и социальных сетей. Удалось установить, что имеются многие преимущества «Авито» в сравнении с другими площадками, которые состоят в известности, надежности, многочисленности лояльной аудитории, а также в существенном разнообразии выдвигаемых категорий товаров и услуг. Кроме этого, выявлена и высокая адаптивность данной интернет-площадки для исполнителей услуг. Исследование показало также, что среди недостатков преобладало мнение о медленности и инертности площадки при внедрении нововведений, частых технических неполадках и обновлениях, которые осуществлялись без предупреждения пользователей. Вызывали озабоченность случаи высокой и недобросовестной конкуренции в некоторых нишах, а также случаи мошенничества. Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации, направленные на улучшение не только деятельности интернет‑сервиса «Авито», но и в целом электронной торговли с помощью современных цифровых площадок за которыми, как видится авторам, большое будущее.

Ключевые слова:

поведение потребителей, онлайн-отзывы, интернет-сервис

Авторы:

Кочергин Даниил Юрьевич, фрилансер-маркетолог, магистр социологии, Калининград, Российская Федерация, daniilkochergin39@gmail.com
Кривошеев Владимир Вениаминович, профессор, доктор социологических наук, доцент, Высшая школа истории, философии и социальных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Российская Федерация, VKrivosheev@kantiana.ru

Для цитирования:

Кочергин Д.Ю., Кривошеев В.В. Онлайн-отзывы и поведение потребителей: социологический анализ // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 3. С. 14–21.

Cписок источников

    1. Turban E., Whiteside R., King D., Outland J. Introduction to Electronic Commerce and Social Commerce. 4th Springer International Publishing AG, 2017.
    2. Prins J., Ribbers P., van Tilborg H., Veth A., van der Wees J. Trust in Electronic Commerce. The Role of Trust from a Legal, an Organisational and a Technical Point of View. Kluwer Law International, 2002.
    3. Лишь 22% опрошенных заказчиков услуг назвали диплом важным показателем профессионализма // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/14180113 (дата обращения: 09.03.2024).
    4. Количество самозанятых // Платформа поставки данных ФНС России. URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/self-employment (дата обращения: 03.04.2024).
    5. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5. Москва: Праксис, 2011. 590 с.
    6. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. Москва: Республика: Культурная революция, 2006. 268 с.
    7. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25–48. EDN: OYOBXD
    8. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1(249). С. 5–18.
    9. Mo Z., Li Y., Fan P. Effect of online reviews on consumer purchase behavior. Journal of Service Science and Management, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 419–424. http://dx.doi.org/10.4236/jssm.2015.83043
    10. Li X., Ma B., Chu H. The impact of online reviews on product returns. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 2021, vol. 33, no. 8, pp. 1814–1828. https://doi.org/10.1108/APJML-02-2020-0074
    11. Wang Q., Zhang W., Li J., Mai F., Ma Zh. Effect of Online Review Sentiment on Product Sales: the Moderating Role of Review Credibility Perception. Computers in Human Behavior, 2022, vol. 133, art. 107272. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107272
    12. Шиловский С.В. Мотивы написания отзывов на странице розничной сети в социальных сетях (на примере Facebook*) // Практический маркетинг. 2020. № 3(277). С. 15–19. https://doi.org/10.24411/2071-3762-2020-10014
    13. Черникова Е.В. Отзывы как инструмент формирования имиджа // Стратегические коммуникации в современном мире: сборник материалов по результатам научно-практических конференций. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018. С. 330–333. EDN: XWKUPZ
    14. Пугачева Е.И. Отзывы потребителей как инструмент репутационного менеджмента // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3(21). С. 329–333. EDN: XURNQL
    15. Мотовилова Д.А. Отзывы и рекомендации потребителей как факторы электронной коммерции: проблемы правового регулирования // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): сборник статей. Вып. 15. Москва: Статут, 2019. С. 83–103.
    16. Шматов В.С. Обеспечение подлинности, анонимности, целостности и доступности в системе отзывов на товары и услуги // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: материалы VI Международной научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых, Тольятти, 23–25 апреля 2020 г. Тольятти: ТГУ, 2020. С. 123–127. EDN: VABKEW
    17. Попова К.Ю. Аспектно-ориентированный анализ тональности отзывов о продукте для последующей кластеризации пользователей // Знания – Онтологии – Теории (ЗОНТ-2019): материалы VII Международной конференции, Новосибирск, 07–11 октября 2019 г. Новосибирск: Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, 2019. С. 433.
    18. Грибанова Е.Б., Саулин В.В. Модель оценки удовлетворенности потребителей на основе онлайн-отзывов с помощью метода главных компонент // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021. Т. 9, № 2(33). С. 6–7. https://doi.org/10.26102/2310-6018/2021.33.2.010

* Соцсеть, признанная в России экстремистской.