Опыт визуализации абстрактного знания в процессе преподавания философии

Том 8 (2023), № 3, с. 5–13

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 695 КБ, просмотров: 22)

Аннотация:

Статья посвящена описанию опыта применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарного знания. Философия в связи с высоким уровнем абстрактности категориального аппарата является наиболее сложной для усвоения дисциплиной. При передаче предельно абстрактных категорий требуется углубленное, построенное на критическом анализе осмысление философской проблематики. Процесс изучения философии приводит к поиску новых методик. Одной из таких продуктивных методик является визуализация философского текста. Визуализация помогает установить сущностные характеристики философских понятий и не только обнаружить между ними тесную диалектическую связь, но и выстроить отношения между различными дисциплинами, изучаемыми в вузе, такими как философия, культурология, математика, логика, информатика. Мотивация студентов нефилософских направлений на творческий процесс создания визуальных образов способствует более глубокому изучению философских текстов.

Ключевые слова:

преподавание философии в высшей школе, методика преподавания философии, трансцендентальность философии, синтез философии, культурологии и логики, визуализация философского текста, логические и математические приемы построения текста

Авторы:

Преснякова Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент, независимый исследователь, Уссурийск, Российская Федерация, presnyak@list.ru
Непочатых Ирина Анатольевна , преподаватель математики и информатики, Владивостокский государственный университет, филиал в г. Уссурийске, Уссурийск, Российская Федерация, I-ri-na2010@yandex.ru

Для цитирования:

Преснякова Т.Н., Непочатых И.А. Опыт визуализации абстрактного знания в процессе преподавания философии // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 3. С. 5–13.

Cписок источников

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011. 223 с.
  2. Климова Т. В. Оценка педагогических условий формирования критического мышления студента (на примере естественнонаучных специальностей ОГУ) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 1(137). С. 4–9. EDN: OYDFRL
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.
  4. Лукина И.Н. Технология развития критического мышления как средство реализации профессиональной компетентности // Философия образования. 2012. № 4(43). С. 29–34. EDN: PCMORT
  5. Ольховая Т.А., Елисеев В.Н. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 46–51. EDN: RIUANB
  6. Сапух Т.В. Формирование опыта интерактивного взамодействия на основе технологии развития критического мышления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. Спецвыпуск. С. 116–120.
  7. Преснякова Т.Н. Проблема реализации межпредметных связей в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Литература и культура Дальнего Востока и Восточного зарубежья: проблемы межкультурной коммуникации: Материалы участников V Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. С. 62–67.
  8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Москва: Просвещение, 1968. 332 с.
  9. Зинченко В.П. Образ и деятельность. Москва: Институт практической психологии, 1997. 608 с.
  10. Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2003. 268 с.
  11. Попова Т.И., Колесова Д.В. Визуализация информации как тенденция развития современного текста // Медиалингвистика. 2015. № 4(10). С. 83–94. EDN: VCFQBT
  12. Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1985. 144 с.
  13. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 416 с.