Том 8 (2023), № 2, с. 29–37
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 560 КБ, просмотров: 157)
Аннотация:
Результаты современных исследований свидетельствует о том, что игра «уходит» из жизни дошкольника, вытесняется телевидением, интернетом, стремлением взрослых к раннему развитию детей. В связи с этим наблюдается снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры. Цель исследования заключается в изучении понимания педагогами дошкольных учреждений, что значит проектировать развитие сюжетно-ролевой игры, и в разработке модели руководства развитием сюжетно-ролевой игры. В исследовании приняли участие 324 педагога дошкольных учреждений Владивостока и Приморского края. Результаты свидетельствуют о том, что сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни; воспитатели затрудняются в проектировании образовательного процесса по развитию сюжетно-ролевой игры; представления педагогов о процессе руководства развитием сюжетно-ролевой игры носят отрывочный, фрагментарный характер. Для решения выявленных проблем нами разработана модель руководства развитием сюжетно-ролевой игры. Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования, интересующимся проблемой проектирования развития сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова:
сюжетно-ролевая игра, проектирование, развитие сюжетно-ролевой игры, современный дошкольник
Автор:
Савельева Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики и психологии развития
Дальневосточный федеральный университет
690922, п. Аякс, 10, о. Русский, г. Владивосток, Россия
e-mail: saveleva.nn@dvfu.ru
Для цитирования:
Савельева Н.Н. Проектирование процесса развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 2. С. 29–37.
Cписок источников
Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения // Современное дошкольное образование. 2020. № 6(102). С. 32–46.
Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование. 2021. № 3(105). С. 24–32.
Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. Москва, 2005. 155 с.
Епачинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2011. 21 с.
Комлев С.М. Педагогическое проектирование: специфика, технология, результат. URL: http://www.rusnauka.com/25_NNP_2009/Pedagogica/50218.doc.htm (дата обращения: 14.10.2023)
Кравцова Е.Е. Воспитание волшебников. Москва: Левъ, 2019. 300 с.
Невзоров М.Н. Научно-методические основы проектирования школы-жизни: практико-ориентированная монография / М-во образования и науки РФ, Хабар. гос. пед. ун-т. 2-е изд. Владивосток: ДВФУ, 2015. 256 с.
Попов А.А. Что такое на самом деле проектно-исследовательская деятельность в образовании и в подготовке кадров. https://kipk.ru/news/2131 (дата обращения: 15.11.2023).
Семенова А.В., Иванова З.В., Тарасевич Г.Р. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2023. № 4(451). С. 183–185.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 2.
С. 57–59.
Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 1. С. 5–10.
Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 75–84.
Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 36 с.
Щедровицкий П.Г. Лекция о метаметодологии проектирования. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/4 (дата обращения: 15.11.2023).
Эльконинова Л.И. Психологи игры и сказки. Хрестоматия. Москва: Психологическая электронная библиотека, 2008. 85 с.