Механизм развития коммуникативных компетенций у преподавателей инженерных дисциплин

Том 8 (2023), № 1, с. 88-100

[ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 336 КБ, просмотров: 168)

Аннотация:

В статье проанализировано состояние инженерного образования и выделены три проблемных момента, снижающие его качество в настоящее время: слабый уровень осознанности профессионального самоопределения обучающихся, неготовность в полном объеме использовать потенциал цифровизации образования, недостаточная подготовленность педагогического коллектива к установлению эффективной коммуникации в образовательном процессе. Доказана значимость универсальных способностей и коммуникативных компетенций в процессе профессиональной реализации современного специалиста. Исследование проводилось на основе аксиологического, компетентностного и деятельностного методологических подходов. Также использовались структурно-функциональный и системно-деятельностный подходы. Обоснована значимость коммуникации при взаимодействии участников образовательного процесса для формирования духовно-нравственных и профессионально-важных качеств специалиста. Описан проект ЭРАЗМУС-ENTER, направленный на повышение профессиональной готовности преподавателей технических вузов к эффективной педагогической деятельности в современных условиях. Приведено содержание дисциплины «Педагогическая психология и коммуникация», направленной на подготовку преподавателя к организации воспитывающего обучения средствами технических дисциплин, формирования навыков содействия обучающимся в выборе целевых ориентиров в профессии и жизни, проявления активной гражданской позиции и включения в общественную жизнь. Цифровизация образования предопределяет создание условий для неформального развития коммуникативных компетенций на основе использования цифровых ресурсов. Интенсивное развитие коммуникативных компетенций преподавателей инженерных дисциплин предполагает построение образовательного процесса на основе более полной индивидуализации обучения, усиления его деятельностного характера и творческой направленности. В статье предложен комплекс мероприятий, направленный на совершенствование системы повышения квалификации и развития коммуникативных компетенций посредством индивидуализации образовательной траектории, изменения структуры образовательного процесса и использования импульсных технологий обучения.

Ключевые слова:

система повышения квалификации преподавателей, инженерное образование,
педагогическая психология, коммуникации, цифровизация обучения

Авторы:

А.И. Попов
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация

Для цитирования:

Попов А.И. Механизм развития коммуникативных компетенций у преподавателей инженерных дисциплин // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 1. С. 88–100

Cписок источников

  1. Алехин И.А., Казаков И.С., Казакова У.А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе // Мир образования — образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 171–178.
  2. Володина Е.В., Володина И.В. Формирование готовности к коммуникации в инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза средствами иностранного языка // Перспективы науки и образования. № 5 (47). С. 122–134.
  3. Галиханов М.Ф., Казакова У.А., Мищенко Е.С. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей инженерных вузов в рамках дополнительного профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 3(77). С. 111–121.
  4. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Технологическое образование и инженерная педагогика // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3 (172). С. 55–82.
  5. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2(60). С. 29–37.
  6. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.
  7. Казакова У.А., Кондратьев В.В., Кудрявцев Ю.М., Майстренко В.В. Образовательная среда вуза как ресурс научного и профессионально-педагогического развития преподавателя // Мир образования – образование в мире. № 1 (61). С. 136–140.
  8. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Казакова У.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей инженерных вузов в процессе дополнительного профессионального образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 104–118.
  9. Корепанова Н.В., Шувалова Н.В. Современные подходы к повышению квалификации педагогов высших учебных заведений // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 132–138.
  10. Кудрявцев Ю.М., Казакова У.А. Профессиональная психолого-педагогическая переподготовка преподавателей вузов как средство развития их личностно-профессиональных ресурсов // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6. № 4. С. 85–91.
  11. Кузенко С.Е., Аминова Э.К., Маликова М.А. Развитие коммуникативных компетенций студентов технических вузов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 1(31). С. 131–135.
  12. Минин М.Г., Бенсон Г.Ф., Беломестнова Э.Н., Паканова В.С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. № 4. С. 20–29.
  13. Молоткова Н.В., Попов А.И. Организация подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности // Alma mater: Вестник высшей школы. № 4. С. 9–14.
  14. Молоткова Н.В., Попов А.И. Методология профессионального становления преподавателя-исследователя в техническом вузе. Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. 96 с.
  15. Одинокая М.А., Пятницкий А.Н. Пути формирования педагогической культуры преподавателя российского технического вуза // Успехи гуманитарных наук. № 2. С. 63–67.
  16. Полякова Т.Ю. Современные тенденции развития инженерной педагогики // Высшее образование в России. Т. 28. №12. С. 132–140.
  17. Попов А.И., Ракитина Е.А., Молоткова Н.В. Методология развития креативно-педагогической компетенции преподавателей технических вузов // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 208–222.
  18. Соловова Н.В., Суханкина Н.В., Калмыкова О.Ю. Содержание и структура организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1(65). С. 33–46.
  19. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М., Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. Т. 29. № 6. С. 65–74.
  20. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 65–75.