Том 7 (2022), № 2-3, с. 191–200
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 940 КБ, просмотров: 156)
Аннотация:
Цифровая трансформация всех сфер деятельности обусловила актуальность интен-сивной разработки инструментально-педагогических средств на цифровой платформе, особенно для формирования готовности персонала к деятельности в сложных рабочих условиях или аварийных ситуациях. Необходимо в образовательном процессе активное использование различного рода тренажерных комплексов, которые обеспечат индивидуализацию образовательной траектории. Исследование основывалось на аксиологическом, деятельностном и компетентностном методологических подходах. В работе рассмотрено понятие эффективности процесса формирования профессиональной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях в разрезе трех потребителей образовательных услуг в сфере повышения квалификации – работодателя, работника и общества. Сформулированы наиболее значимые результаты обучения. Определены характеристики, позволяющие судить об эффективности формирования профессиональной готовности на разработанных тренажерных комплексах. Описана структура адаптивного тренажерного комплекса и методики формирования профессиональной готовности специалиста. Рассмотрены показатели мониторинга процесса обучения, используемые для организации эффективного и адаптирующегося под индивидуальные особенности процесса обучения персонала шахты в различных условиях работы. Проанализированы различные аспекты использования тренажерного комплекса на основе шлемов виртуальной реальности и контроллеров и стандартной обучающей программы на компьютере. Обоснована необходимость разработки дополнительных инструментов мониторинга формирования профессиональной готовности в условиях виртуальной реальности.
Ключевые слова:
повышение квалификации, результаты обучения, эффективность образовательного процесса, виртуальная реальность, тренажерные комплексы
Авторы:
А. И. Попов, А. Д. Обухов
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация
Для цитирования:
Попов А. И., Обухов А. Д. Формирование профессиональной готовности специ-алиста на адаптивных тренажерных комплексах // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 2–3. С. 191–200.
Cписок источников
- Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. 204 с.
- Krasnyansky M. et al. Methodology of Forming the Readiness of Miners for Work in Extreme Situations Using a Training Complex // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15. No. 2. P. 86–97.
- Krasnyanskiy M. et al. Modeling of the learning process in adaptive training complexes // Journal of Applied Engineering Science. 2018. Vol. 16. No. 4. P. 487–493.
- Наумкин Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 172 с.
- Обухов А. Д. и др. Организация взаимодействия с виртуальной реальностью на основе беговой платформы для комплексного обучения специалистов // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2021. Т. 17. № 4. С. 14–20.
- Обухов А. Д. Разработка адаптивных тренажерных комплексов на основе нейросетевой архитектуры информационных систем // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2021. № . 37. С. 5–26.
- Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессио нально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 80 с.
- Попов А. И., Ракитина Е. А. Олимпиады как инструмент формирования творческих общекультурных компетенций специалистов и оценивания уровня их сформированности // Alma mater: Вестник высшей школы. 2016 № 1. С. 71–75.
- Попов А. И., Пучков Н. П. Развитие духовности в техническом образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2020. № 2(76). С. 154–166.
- Пучков Н. П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2004. 40 с.
- Ruddle R. A., Lessels S. The benefits of using a walking interface to navigate virtual environments // ACM Transactions on Computer-Human Interaction (TOCHI). 2009. Vol. 16. No. 1. P. 1–18.