Сущность и механизмы взаимодействия субъектов наставничества в условиях образовательного процесса колледжа

Том 7 (2022), № 2-3, с. 181–190

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 319 КБ, просмотров: 146)

Аннотация:

В статье освещается проблема взаимодействия субъектов наставничества в условиях образовательного процесса колледжа. Раскрываются особенности общения наставников в формах «студент-педагог», «студент-студент» во внеурочной работе и при подготовке к чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills. Подчеркивается значимость диалога, который рассматривается в качестве механизма межличностного контакта наставника и наставляемого. Акцентируется внимание на развитии у наставляемого способности к самостоятельному выполнению учебной, производственной, других видов деятельности без посторонней помощи, что составляет основу самообразования и саморазвития. Предлагается алгоритм педагогической поддержки, выступающей в качестве средства наставничества в форме «студент-педагог»: определение проблемы наставляемого, выбор тактики поддержки, планирование мероприятий наставнической деятельности. В диаде «педагог-педагог» наставничество рассматривается как условие развития транспрофессиональных качеств наставника и наставляемого.

Ключевые слова:

наставничество, наставник, форма наставничества, диалог, самостоятельность, педагогическая поддержка

Автор:

И. С. Гомбоева
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», п. Приаргунск, Российская Федерация

Для цитирования:

Гомбоева И. С. Сущность и механизмы взаимодействия субъектов наставни-чества в условиях образовательного процесса колледжа // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 2–3. С. 181–190.

Cписок источников

  1. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории: перевод с немецкого. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  3. Бубер М. Два образа веры. М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. 529 с.
  4. Кон И. С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. М.: «Педагогика-Пресс», 1992. С. 268–273.
  5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  6. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  7. Скакун В. А. Организация и методика профессио-нального обучения. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2021. 336 с.
  8. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Табаков Л. С. При-менение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 281–290.
  9. Безюлева Г. В., Иванова Н. В., Никитин М. В., Ше-ламова Г. М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М.: Федеральный институт образования. 2005. 82 с.
  10. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. 2013. 28 с.
  11. Гайнеев Э. Р. Подготовка рабочих высокой квалификации: роль наставника практики на предприятии // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2. С. 40–45.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2005. 713 с.
  13. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63–81.
  14. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. 624 с.
  15. Гомбоева И. С. О транспрофессионализме педагога // Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Международной научно-практи-ческой конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2020. С. 202–205.