Инклюзивное образование как фактор формирования готовности будущих педагогов

Том 7 (2022), № 1, с. 76–82

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 253 КБ, просмотров: 237)

Аннотация:

В данной статье рассматриваются условия подготовки будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования. Данное исследование направленно на изучение влияния комплекса педагогических условий, таких как: владение будущими педагогами информационной (знаниевой) системой для работы в системе инклюзивного образования; формирование психологической (личностной) готовности у будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования; включение будущих педагогов в профессиональную (деятельностный) деятельность с целью накопления опыта для работы в системе инклюзивного образования. Проведение педагогического эксперимента в рамках данной проблемы сопровождалось разработкой методологического, теоретического и методического обеспечения, осуществлением диагностических исследований. Эксперимент предусматривал проверку влияния каждого выделенного педагогического условия на уровень готовности будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования. В результате, данный эксперимент привёл к повышению показателей подготовки будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, педагогические условия, будущие педагоги, бакалавриат, эксперимент

Авторы:

Церельникова Анастасия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «АмГПГУ» Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия;

Булавенко Олег Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «АмГПГУ» Амурский гуманитарнопедагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия.

Для цитирования:

Церельникова А.Ю., Булавенко О.А. Инклюзивное образование как фактор формирования готовности будущих педагогов // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 76–82.

Cписок источников

  1. Алашеев, С.Ю. Методические рекомендации по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // С.Ю. Алашеев, С.А. Ефимова, Т.Г. Кутейницына.- Самара: ПРОФИ, 2003.-76 с.
  2. Алехина, С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования [Текст] / С.В. Алехина. // Педагогический журнал Башкорстана.-2013.-№1(44).- С.26-32.
  3. Герасименко, Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Текст] / Ю.А. Герасименко // Педагогическое образование в России. – 2015. — № 6 – С. 145-150.
  4. Емельянова, Т.В. Основы инклюзивного образования [Текст]: практикум / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров. – Тольяти: Изд-во ТГУ, 2014.- 68 с.
  5. Кожекина, Т.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивной практики [Текст] / Т.В. Кожекина // Научные исследования в образоовании: педагогика, психология, экономика. – 2013. — №: 6. – С. 52-56.
  6. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
  7. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования [Текст]: методические материалы / под научной ред. Н.А Палиевой. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. 152 с.
  8. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 368 с. – ISBN 978-5-7695-5254-0.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебник/Ред. И.Ю.Левченко; С.Д. Забрамная. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013. 335 с.
  10. Развитие инклюзивного образования в Москве (коллективная монография) /Под ред. Назаровой Н.М., Яковлевой И.М. – М.: ЛОГОМАГ, 2014.
  11. Самарцева, Е. Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Г. Самарцева. Орел, 2012. 25с.
  12. Сергеева, Н.Н. Комплексный подход к проблеме формирования профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н.Сергеева, А. В. Демчук // Специальное образование.-2011.-№ 3,- С.111-118.