Том 7 (2022), № 1, с. 47–56
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 275 КБ, просмотров: 237)
Аннотация:
В статье рассматривается состояние системы инженерной подготовки в период глобальной трансформации всех образовательных институтов. Рассматриваются наиболее яркие признаки вхождения системы образования в транзитную стадию. Раскрывается специфика понятия «транзитивный период» применительно к системе общеинженерной подготовки студентов технического вуза. На примере системы инженерно-графической подготовки рассматривается модель преодоления кризисного состояния системы образования. Предлагается ряд мер, позволяющих увеличить уровень стабильности системы высшего профессионального образования. Отмечается необходимость проведения целенаправленных мероприятий по формированию системы онлайн курсов по дисциплинам фундаментального цикла. Приводятся результаты деятельности по созданию специализированной цифровой информационной среды на примере ряда общепрофессиональных дисциплин. Отмечается, что виртуализация информации – неизбежный процесс. Предлагаются инструменты, повысить познавательный интерес и мотивацию у обучающихся, создать необходимые условия для освоения профессиональных компетенций. Подчеркивается, что успешное преодоление этапа транзитивности зависит от комплекса мер, направленных на стабилизацию образовательной системы в глобальном аспекте и на локальных участках.
Ключевые слова:
транзитивность, образование, цифровое информационное пространство, фундаментальная подготовка, вуз
Автор:
Петухова Анна Викторовна, преподаватель вуза, канд. пед. наук, доцент кафедры Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры «Инженерная и компьютерная графика» Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, г. Новосибирск, Россия.
Для цитирования:
Петухова А.В. Инженерное образование в условиях транзитивного периода // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 47–56.
Cписок источников
- Андреева А. Д. Транзитивность образовательной среды современной российской школы как психолого-педагогическая проблема. // Научный диалог. 2018. № 4. С. 292–306.
- Антонов Н. В., Бражник Е. И., Гибадуллина Ю. М. [и др.] Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 1(46). С. 1–192.
- Бакшутова Е. В., Рулина Т. К. Социокогнитивная транзитивность социальных представлений о жизненной реальности (русскоэтничная молодежь мегаполиса) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3(29). С. 93–98.
- Болбат, О. Б., Андрюшина Т. В. Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1(53). С. 91-95.
- Девисилов, В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29–34.
- Деев М.В. Конвергентный подход к актуализации образовательных программ и контента для развития экосистемы образования в условиях перехода к цифровой экономике / М. В. Деев, Л. А. Гамидуллаева, А. Г. Финогеев, А. А. Финогеев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 3(35). – С. 84–101.
- Ермошкин Э. В. К вопросу о переподготовке кадров в период цифровой трансформации общества / Ермошкин Э. В. // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XIV всерос. научно-методической конференции. Ярославль, Фи-лигрань, 2020. С. 93–95.
- Козырева, П. М., Смирнов А. И. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания // Социологические исследования. 2018. № 6(410). С. 66-78.
- Кречетова, Г. А. Проблема цифровой трансформации высшего образования // The Scientific Heritage. 2021. № 73-3(73). С. 14–17.
- Кульжанова, Г. Т. Социально-философский подход к концептуализации общества знания // Chronos: общественные науки. 2021. Т. 6. № 2(22). С. 41–45.
- Нарыкова С.П., Самойлов С.Ф. Власть в транзитивном обществе: теоретическое конструирование понятийного ряда. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2014. № 3 (44). С. 16–23.
- Носова С.С. Поколение «Y» в контексте сетевого информационно-коммуникативного общества. // Альманах современной науки и образования. 2014. № 2 (81). С. 126-128
- Петухова А. В. Образовательное пространство кафедры графического цикла в усло-виях глобальной цифровизации образования. // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т.9. №2. С. 2786–2795.
- Поляруш, А. А. Фундаментализация образования как ответ на вызовы современного состояния общества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10-1(49). С. 124–126.
- Сергеева И.А., Щербакова О.В. Электронный депозитарий задач и заданий как со-временная форма организации учебной деятельности студента // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: высшее образование в информационном обществе. Материалы XXXII Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 2021. С. 426-430.
- Ткачев, В. Н. Экспромт на тему проблем образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2-1(116). С. 66–72.
- Чанкаева, Д. С. Цифровые технологии в образовании: состояние и перспективы развития // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020. Т. 16. № 1(19). С. 22–28.
- Федотова М.Г. К содержанию понятия «транзитивное общество» // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. 2010. №1(4). С. 28–31.