Образовательная среда как условие развития профессиональной субъектности магистрантов

Том 7 (2022), № 1, с. 26–34

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 298 КБ, просмотров: 297)

Аннотация:

В статье обоснована необходимость исследования природы образовательной среды высшего учебного заведения в современных условиях на примере Дальневосточного федерального университета. Автором выделены отличительные черты процесса проектирования образовательной среды вуза от традиционного педагогического проектирования, практикуемого в школах и колледжах. Данная проблема сегодня весьма актуальна в связи с меняющимися условиями в обществе, повышенной социальной и профессиональной мобильностью, что предъявляет к личности обучающегося особые требования. Ожидается, что выпускник магистратуры должен быть высокоуровневым специалистом, ориентирующимся в различных областях, постоянно совершенствующим свои знания, умения, профессиональные навыки и компетенции; также он должен владеть способами самообразования, уметь осваивать большие объемы информации и организовывать свою деятельность. Роль вуза при этом огромна, так как именно в данной среде происходит образование современного специалиста, умеющего ориентироваться в условиях перехода от модели мира VUCA (англ.: Volatility – нестабильность, Uncertainty – неопределённость, Complexity – сложность, Ambiguity – неоднозначность) к новой реальности мира BANI (англ.: Brittle – хрупкость, Anxious – тревожность, Nonlinear – нелинейность, Incomprehensible – непостижимость). В таких условиях целью проектирования образовательной среды может выступать формирование профессиональной субъектности магистрантов на основе ценностных ориентиров и развития когнитивных, креативных, коммуникативных, рефлексивных и других способностей, что приведет к саморазвитию компетентностей специалиста. Важно отметить, что при этом образование становится непрерывным и осознанным процессом профессионального становления.

Ключевые слова:

образовательная среда вуза, проектирование образовательной среды, компетентности, компетентностный подход, субъектность, профессиональная субъектность магистранта

Авторы:

Белан Наталья Владимировна, аспирант направления «Образование и педагогические науки», Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия;

Калугина Наталья Андреевна, доктор педагогических наук, доцент ВАК, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Для цитирования:

Белан Н.В., Калугина Н.А. Образовательная среда вуза как условие развития профессиональной субъектности магистрантов // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 26–34.

Cписок источников

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурноисторическое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3‑е изд., испр. и доп. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
  2. Бережнова Л. Н. Полиэтническая образовательная среда. Монография. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб: Изд-во РГПУ, 2003. — 201 с.
  3. Белан Н. В. Дизайн-мышление как метод проектирования ориентированной на студентов образовательной среды вуза // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. — 2020. С. 75–79.
  4. Васильева Е. Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. № 4. С. 76–82.
  5. Журавлева С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. № 3. С. 48–56.
  6. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Монография. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб: Изд-во РГПУ, 1995. — 410 с.
  7. Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. — Сайт общества «Знание» // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. — 2001. № 1. — Режим доступа: URL: http://www.znanie.org (дата обращения: 20.05.2021).
  8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983–1986.
  9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с.
  10. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
  11. Сластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  12. Слободчиков В. И., ИсаевЕ. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: уч. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
  13. СлободчиковВ. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская деятельность школьников. — 2005. № 6. С. 11–18.
  14. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках / Науч.-практ. пособие для формирования выст. культуры, освоения приемов и навыков успеш. участия в выст. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 130
  15. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.