Том 6, номер 4, 2021, с. 448–457
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 289 КБ, просмотров: 232)
Аннотация:
В статьераскрываются основные управленческие практики применения различных методов прямой демократии на уровне местного самоуправления. Делается это на примере одного из регионов Российской Федерации, Калининградской области. При этом авторы отмечают, что указанные институты, во-первых, имеют достаточно длительную историю. Они развивались и совершенствовались не одно десятилетие. Во-вторых, подчеркивается, что конкретные приемы прямой демократии в настоящее время используются и в традиционной форме (сходы, общие собрания и т.п.), и с применением электронных технологий. Отмечается, что в регионе стремятся опираться на передовой опыт активного развития институтов прямой демократии в России, зарубежных странах. Раскрывается,как функционируют «электронные муниципалитеты», интерактивные способы учета мнений и замечаний граждан, ответов на возникающие вопросы и предложения, прямое голосование по проблемам, вызывающим наибольший интерес индивидов. Высказываются соображения по дальнейшему совершенствованию практики использования институтов прямой демократии для улучшения взаимодействия органов муниципальной власти с населением. Представляется, что все это не только не теряет своей актуальности, но и является наиболее насущным с учетом продолжающейся пандемии COVID-19.
Ключевые слова:
управление; управленческие практики; прямая демократия; электронные технологии взаимодействия; социологический анализ использования институтов прямой демократии
Авторы:
Кривошеев Владимир Вениаминович, профессор Института гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г.Калининград, Россия
Кочергин Даниил Юрьевич, специалист по исследованиям Центра управления регионом Калининградской области, г.Калининград, Россия
Для цитирования:
Кривошеев В.В., Кочергин Д.Ю. Инструменты использования прямой демократии в местном самоуправлении Калининградской области: социологические аспекты // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 4. С. 448 — 457.
Cписок источников
- McIver W. J., Elmagarmid A. K. Introduction: Advances in Digital Government: Technology, Human Factors, and Policy // Advances in digital government: Technology, Human Factors, and Policy / ed. by W. J. McIver, A. K. Elmagarmid. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 2002.
- Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. Администрация ГО «Город Калининград» // https://www.klgd.ru/vote/vote_list.php?PAGEN_1=9
- Алпатов Ю.М. Организация местного самоуправления в городах федерального значения. М.: ООО «Медиа-Принт», 2008. С. 333.
- Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2008.
- Бродовская Е.В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. № 4. С.65–69.
- Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001.
- Власов В.А. Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // Конституционное и муниципальное право. 2009. N8. С.33.
- Воротников А. Электронный муниципалитет – новое качество муниципального управления / А.Воротников // iBusiness. 2002. № 9–10.
- Гражданин, закон и публичная власть / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ; [Васильев В. И. и др.]. — М.: Изд-во Норма, 2005.
- Данилин А.В. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства [Электронный ресурс]. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf.
- Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1996.
- Кириенко В. Е. Информационные системы органов местного самоуправления: от ОГАС к информационному обществу: моногр. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиотехники, 2012. 203 с.
- Кожевников О.А., Остапович И.Ю., Нечкин А.В. Современное состояние институтов прямой демократии в России: понятие, классификация и переспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 456. С. 225–233.
- Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М.: «Формула права», 2006. С. 37.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/249eba46b69e162f87771713b6e37fb0780f2c40/
- Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления(проблемы теории и практики). Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 22.
- Положение о сходе граждан в Верхнесалдинском городском округе Свердловской области (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/35170550/
- Правительство Калининградской области // https://gov39.ru/vote/muni/.
- Пясецкая Е. Н. Электронное правительство и электронная демократия: институциализация политики информационного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 9.
- Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург: УрО РАН, 2003. 476 с.
- Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
- Собрание законов Российской Федерации. 2003. № 4. Cт. 3822. // https://www.szrf.ru/szrf/docslist.2003.numb3822.
- Трещева О.Ю., Балаян Э.Ю. Муниципальная власть в условиях модернизации общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. – С. 22–25.
- Холопов В.А. Актуальные вопросы формирования организационно-правовых условий для эффективного функционирования электронного муниципалитета. Опыт муниципального образования г. Рязань // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2012. № 1. С. 26–28.
- Центр управления регионом // https://vk.com/tsur39
- Шевандрин А.В. «Электронный муниципалитет» как перспективная модель эффективного местного самоуправления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №31.