Роль педагога в формировании культуры ЗОЖ у учащихся

Том 6, номер 4, 2021, с. 432–438

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 265 КБ, просмотров: 233)

Аннотация:

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Потребность в формировании здорового образа жизни и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Необходимость решения данной проблемы на государственном уровне находит свое отражение в основных нормативно-правовых документах: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которых особое внимание уделяется организации и развитию системы российского образования, формирующей бережное отношение населения к природе. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания культуры подрастающего поколения. Неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности является культура здорового образа жизни, которая является результатом целенаправленного воспитания и обучения в области безопасности жизнедеятельности, наиболее эффективно осуществляющихся в старших классах, когда у учащихся преобладает мотивационно-ценностный и операционно-деятельностный способы освоения окружающего мира. Однако анализ учебных программ среднего общего образования, в частности учебного предмета «География», выявляет их направленность на общее знакомство с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью. В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.

Ключевые слова:

воспитание, здоровый образ жизни, семья, учеба, педагог

Авторы:

Рыкова Анастасия Сергеевна, студент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), Нижний Тагил, Россия

Костылева Елена Александровна, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), Нижний Тагил, Россия

Для цитирования:

Рыкова А.С., Костылева Е.А. Роль педагога в формировании культуры ЗОЖ у учащихся // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 4. С. 432 — 438.

Cписок источников

  1. Амосов, М. А. Здоровье и физическая культура. – М.: Логос, 1999. – 198с.
  2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Штейнберг. — М.: Мир, 1997. – 217 с.
  3. Вишневская, Е.Л. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни / Е.Л.Вишневская, В.А. Полесский, Н.К. Барсукова, Т.И Широкова. – М., 1996. – 42 с.
  4. Заикина, Е. А. Быть здоровым не просто: формирование культуры здоровья у старшеклассников. – М., 2008. – 256 с.
  5. Золотарев, Ю.Г. Постарайся быть здоровым. – СПб., 1999. – 183с.
  6. Ильин, В.С. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников / В.С.Ильин. – Ростов н/Д: Феникс 1957. – 166 с.
  7. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Учитель – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  8. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М.//, 2001, 139 с.
  9. Лопух П.С. Методика организации и проведения исследовательской и краеведческой работы по географии с учащимися в учреждениях общего среднего образования // г. Минск, 2018, №5. С. 9 – 18.
  10. Люблинская, А. А. Учителю о психологии школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 210 с.
  11. Перегудов, Ф. И. Введение в системный анализ/Перегудов, Ф. И. Тарасенко, Ф. П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. – 367 с.
  12. Петров, С. Т. Культура здоровья. — М.: Просвещение, 2001. – 125 с.
  13. Петрова Е.Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е.Ю. Петрова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2010.-168 с.
  14. Щелчкова, Л. А. Наша программа здоровья // Начальная школа – 2000. – №10. – С. 26–30.
  15. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения//Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.