Роль социокультурной среды вуза в определении критериев социализированности подрастающего поколения: опыт эмпирического исследования

Том 6, номер 2, 2021, с. 241–249

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 796 КБ, просмотров: 306)

Аннотация:

Статья представляет собой вариант анализа роли социокультурной среды вуза в определении критериев социализированности подрастающего поколения. Анализ проблемы проведен на основе эмпирического исследования в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. В процессе рассмотрения комплексной оценки уровня социализированности студентов выделяются четыре критерия (ценностный, поведенческий, эмпатийный, профессиональной мотивации), и на примере эмпирического изучения данной проблемы фрагментарно иллюстрируется возможность их замера. В статье представлены данные, полученные в ходе опроса, проведенного летом 2020 года, методом анкетирования (N=191, тип выборки – квотный). Его участники оценивали определенные параметры процесса социализации, высказывали мнения о природе и причинах различных процессов и явлений, касающихся их обучения в вузе. Сделан вывод, что идеал социализированности в виде социально зрелой и успешной личности связан не только с проявлением личностных качеств, но и с профессиональной самореализацией человека. Что и демонстрирует взаимосвязь критериев социализированности и сложную системную конфигурацию. Их оценка дает возможность коррективного воздействия на условия организации процесса социализации в социокультурной среде вуза. Это то место, где формируется социальное пространство с целью воздействия на индивида с помощью механизмов, выработанных институтом образования за долгие годы его существования.

Ключевые слова:

социокультурная среда вуза, критерии социализированности, профессиональная мотивация

Автор:

Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Для цитирования:

Сидорова Н.В. Роль социокультурной среды вуза в определении критериев социализированности подрастающего поколения // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 241–249.

Библиографический список:

  1. Александрович П.И. Социализация личности студента // Труды БГТУ. История, философия, политология. 2014. № 5. С. 56–59.
  2. Белова Е.С. Организационные условия педагогической поддержки социализации студента в образовательном процессе вуза // Дискуссия. 2015. № 7 (59). С. 116–121.
  3. Еремина Л.С., Куровский В.Н. Cоциализированность как результат процесса социализации подростков // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 10 (112). С. 166–169.
  4. Лешер О.В., Савельев Д.А., Кабиров С.Р. Социализация личности студента технического вуза в системе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 93– 99.
  5. Макарова С.Н. Уровни профессиональной социализации: профессиональный аспект // Известия Pоссийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 152–157.
  6. Мосиенко О.С., Филоненко В.И., Магранов А.С., Понеделков А.В. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования // Власть. 2017. № 5. С. 18–28.
  7. Пак Л.Г. Содержательные характеристики субъективно-развивающей социализации студента в системе высшего образования // Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 22–27.
  8. Петронюк И.С. Роль социализации в профессиональном становлении юношества // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 347–350.
  9. Поликанова Е.П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. С. 84–108.
  10. Сидорова Н.В. Исследование восприятия бренда вуза целевыми группами (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Том 5. № 2. С. 260–270.
  11. Сидорова Н.В. Особенности организации учебновоспитательного процесса в российских вузах (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Том 5. № 1. С. 128–138.
  12. Сидорова Н.В. Оценка компонентов образовательной среды вуза (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Том 5. № 3. С. 408–418.
  13. Ушеева Т.Ф. Опыт социализации студентов в вузе: рефлексивный подход // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3. № 3 (63). С. 26–29.
  14. Шаталова Н.И., Жеманов Я.Н. Механизмы профессиональной социализации личности // Дискуссия. 2013. № 1 (31). С. 124–131.
  15. Шаталова Н.И., Жеманов Я.Н. Функции профессиональной социализации // Дискуссия. 2013. № 9 (39). С. 142–148.