Реализация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике

Том 6, номер 1, 2021, с. 67–74

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 626 КБ, просмотров: 358)

Аннотация:

В статье рассматривается использование проектной деятельности студентов инженерных специальностей в процессе обучения информатике. Проанализированы подходы к определению понятий «проектный метод» и «проектная деятельность». Сделан вывод, что внедрение учебных проектов в содержание учебной программы позволяет интегрировать знания по разным дисциплинам, повышает заинтересованность студентов в решении поставленной проблемной ситуации, закладывает основы ответственности за качество создаваемого конечного продукта, воспитывает навыки эффективной командной деятельности, показывает личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей профессиональной деятельности. Рассмотрена роль преподавателя в организации работы над проектами, как источника информации, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности студента. Реализуя данные функции, педагог использует нетрадиционные методы и приемы, способствующие творческому усвоению необходимой информации, умению рассуждать, искать новое в уже известном материале. В исследовании приведены примеры проектных заданий из личного опыта. Содержание деятельности педагога и студента рассмотрено в соответствии с этапами работы. Их выделено пять. Они соответствуют фазам жизненного цикла. Анализ результатов применения различных типов проектных заданий по конкретным темам курса показывает, что они способствуют не только формированию проектной компетенции студентов, но и развитию исследовательских и коммуникативных навыков.

Ключевые слова:

проектная деятельность, проект, учебный проект, информатика, обучение студентов

Автор:

Назаренко Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры информационных и управляющих систем, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, Россия

Для цитирования:

Назаренко Н.В. Реализация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. C. 67–74.

Библиографический список:

  1. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyeobrazovatelnye-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Годочкин Е.Ю. Проблемы преподавания информатики и информационных технологий экономическим специальностям в ВУЗах // Молодой ученый. 2011. № 11. С. 67–69.
  3. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 2017. №1. С. 3–10.
  4. Гузуева Э.Р. Бабаева Э.С. Мурадова П.Р. Организация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 174–176.
  5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы // Начальная школа. 2006. № 1. С. 17 – 27.
  6. Кочегурова Е.А., Горохова Е.С. Информационные аспекты преподавания вычислительной информатики для студентов технических университетов // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 15. С. 6–10. [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2015/95143.htm (дата обращения: 10.03.2021).
  7. Кравченко Г.В. Организация проектной деятельности студентов в системе Moodle // Сборник трудов семнадцатой региональной конференции по математике «МАК-2014» (Барнаул, 20–22 июня 2014 г.). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. С. 148–152.
  8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
  9. Петрова Н.П., Халилов С.Р. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 196 с.
  10. Плащевая Е.В., Нигей Н.В. Методическая система проектного обучения медицинской информатике // Амурский медицинский журнал. 2019. № 2. С. 83–87.
  11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 270 с.
  12. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
  13. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, 1998. С. 13–16.
  14. Шолина И.И. Оценка системы подготовки инженернотехнических кадров: материалы комплексного исследования потребностей крупнейших региональных работодателей. Екатеринбург: УрФУ, ООО «Издательский Дом «Ажур», 2016. 272 с.
  15. Якушева С.Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: монография. Новосибирск: Изд-во АНС СибАК, 2017. 164 c.