Соответствие методов обучения современному «цифровому» поколению

Том 6, номер 1, 2021, с. 25–33

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 526 КБ, просмотров: 328)

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса на примерах дисциплин гуманитарного цикла в условиях удаленного взаимодействия преподавателей и студентов. Информационнокоммуникационные технологии предоставляют большое разнообразие бесплатных платформ, сервисов, ресурсов, которые могут быть использованы педагогами как для представления учебного материала на лекционных занятиях, так и для создания упражнений, закрепляющих пройденный материала, и для проверки и контроля знаний. Внедрение новых форм подачи и закрепления учебной информации соответствует специфике молодых людей, которые сейчас обучаются в школах и вузах. Это первое поколение, которое выросло в цифровую эпоху. Многие принципы личностно-ориентированной парадигмы обучения остаются для него актуальными, но одной его из особенностей, усугубившейся в условиях самоизоляции, является немногочисленность вербальных контактов. Поэтому особое внимание в статье уделено возможностям дистанционного формата в организации групповой, командной работы и использовании дискуссионных форм. При такой организации учебного процесса на первый план выходят управленческие функции преподавателя, которые по-разному модифицируются в зависимости от уровня самостоятельности, самоорганизации студентов.

Ключевые слова:

поколение Z, информатизация образования, управление учебным процессом, дискуссионные формы

Автор:

Денисова Алла Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Россия

Для цитирования:

Денисова А.Б. Соответствие методов обучения современному «цифровому» поколению // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. С. 25–33.

Библиографический список:

  1. Аджемов А.С., Денисова А.Б., Чайкина Е.В. Тесты для самопроверки как элемент смешанного обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 1 (25) 2020. С. 116–121.
  2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. 216 с.
  3. Ачкасова Н.Н. О важности вопросов управления образовательным процессом на занятиях по английскому языку в вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 1/2. С. 20–23.
  4. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа Духовности. 1999. № 5. С. 41–66.
  5. Денисова А.Б. Информационная безопасность, информационная культура и информационное образовательное пространство // Всероссийская научнопрактическая конференция «Возможности и угрозы цифрового общества» (Ярославль, 22 апреля 2020 г.). Ярославль: Изд-во ООО «Цифровая типография», 2020. С. 68–72.
  6. Ермак Н.А. Книга об образовании … и не только // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). № 1. 2011. С. 230–234.
  7. Кларин М.В. Дискуссия в обучении: живая и виртуальная // Школьные технологии. №1. 2015. С. 59–77.
  8. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.
  9. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
  10. Полянская Н.М. Роль преподавателя в повышении образовательного процесса в высшем учебном заведении // Мир науки. 2015. №. 3. 40 c.
  11. Пузикова В.А. Как учить поколение Z? // Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/user/ignasheva-viktoriyaandreevna/blog/chast-iii-kak-uchit-pokolenie-z-52776.html (дата обращения 19.03.2020).
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  13. Buzzetto-More N.A. Principles of Effective Online Teaching. Jossey-Bass, 2011.
  14. Goodyear P., Salmon G., Spector J., Steeples C., & Tickner S. Competences for online teaching: A special report // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49 (1). P. 65–72.
  15. MacKnight C.B. Teaching Critical Thinking Through Online Discussions // Educause Quarterly. 2000. No.4. P. 38–41.