Том 5, номер 4, 2020, с. 533–540
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 526 КБ, просмотров: 411)
Аннотация:
В статье приводятся результаты анализа видеообразов Кубы в советском и американском кинематографе периода холодной войны. Страна после революции 1953–1959 гг. приобретает для США и СССР как стратегическое, так и символическое значение, чем обусловлен повышенный интерес к кубинской тематике в массовой культуре в целом и в кинематографе, в частности. Материалами для исследования послужили советские и американские художественные фильмы, снятые в период 1945–1991 гг., использовалась сплошная выборка. Цель работы – анализ особенностей репрезентации Кубы в советском и американском кинематографе времен холодной войны. Исследование показало, что образы острова свободы включаются в формирование образа врага посредством объективации этой страны, изображения ее в качестве арены противоборства двух сверхдержав. А также выполняют схожие функции: они привлекаются, чтобы показать моральное превосходство того или иного общественного устройства. Вместе с тем изображения жизни острова в американском кинематографе отличаются большим разнообразием, что объясняется плюрализмом данной культуры. Конструируемые в советском кинематографе образы Кубы, напротив, характеризуются упрощенным, стереотипным видением, обусловленным как наличием доминирующей идеологии, так и отсутствием длительной истории межкультурной коммуникации. Понятия «Куба» и «кубинец» – значимые и для советской, и для американской культуры. В то же время советский кинематограф нередко подчеркивает сходство положения русского и кубинского человека. В американском акцент сделан на превосходстве американцев.
Ключевые слова:
Куба, образ врага, холодная война, кинематограф, советский кинематограф, американский кинематограф, российско-американские отношения
Автор:
Клещенко Людмила Леонидовна, кандидат политических наук, исполнитель по гранту, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Благодарности:
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант 18-18-00233 «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике холодной войны: компаративный анализ».
Для цитирования:
Клещенко Л.Л. Образ Кубы в советском и американском кинематографе периода холодной войны // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 533–540.
Библиографический список:
- Белов С.И. Образ врага в советской политике памяти периода «Холодной войны» (на примере позиционирования США в кинематографе СССР) // Научные горизонты. 2018. № 10 (14). С. 38–52.
- Беляева А.В. Трансформация образа Кубы в американском кинематографе // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 26–27 октября 2016 г.). Пермь: Изд-во Пермский государственный институт культуры, 2016. С. 321–326.
- Давыдова О.С. Иллюзорная идеология: как неигровое кино США превратилось в орудие Холодной войны // Terra Aestheticae. 2019. № 1 (3). С. 82–105.
- Колесникова А.Г. Формирование и эволюция образа врага периода холодной войны в советском кинематографе (середина 1950-х – середина 1980-х гг.). М.: Изд-во Росийский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2009.
- Кубышкин А.И. Сакральные жертвы холодной войны: дети как субъект/объект идеологической конфронтации и политической пропаганды. Санкт-Петербург: Изд-во СанктПетербургский государственный университет, 2019. С. 21–23.
- Орлова А.С. Образ «внутреннего врага» в киноискусстве 1941–1945 гг. как отражение идеологической политики советского государства (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне) // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 3. С. 64–68.
- Рябов О.В. «Советский враг» в американском кинематографе холодной войны: гендерное измерение // Женщина в российском обществе. 2011. № 2 (59). С. 20–30.
- Рябова Т.Б., Панкратова Е.В. «Cold warriors» Глазами современных россиян: рецепция кинообразов маскулинности американских военных периода [олодной войны // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 29–40.
- Сенявская Е.С. Русские и финны глазами друг друга: «образ врага» в кинематографе о второй мировой войне // Вестник Российского университета дружбы народов. 2005. № 4. С. 14–19.
- Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2015). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. 221 c.
- Юдин К.А. «Образ врага» и атмосфере «Холодного противостояния» в зарубежном кинематографе 1960–1970-х гг. // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 178–194.
- Ярулина Д.Р. Образ Кубы в художественной культуре и СМИ России и США // Латинская Америка. 2012. № 1. С. 90–97.
- Ярулина Д.Р. Куба в советском/российском и американском художественном и массмедийном дискурсе второй половины XX века: компаративный анализ. M.: Изд-во Московский государственный институт международных отношений, 2015. 212 с.
- Riabov О. The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema. In Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8. No. 2. P. 536–550.
- Sakwa R. «New Cold War» or twenty years’ crisis? Russia and international politics. International Affairs 84 (2). 2008. P. 241–267.
- Vanhala H. The Depiction of Terrorists in Blockbuster Hollywood Films, 1980–2001. McFarland & Company, Inc., Publishers, Jefferson, North Carolina, and London. 2011. 365 p.