Развитие аналитических способностей студентов технических специальностей в олимпиадном движении по теоретической механике

Том 5, номер 4, 2020, с. 505–518

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 876 КБ, просмотров: 364)

Аннотация:

Проанализированы проблемные моменты в организации подготовки инженерных кадров в современных социально-экономических условиях. Показана необходимость формирования у студентов технических специальностей аналитических способностей и профессионально направленной креативности, готовности всесторонне анализировать технические системы и определять направления их совершенствования. Исследована роль олимпиадного движения по теоретической механике в развитии инновационной готовности будущего инженера, обоснована необходимость его развития и выхода на новый уровень в контексте совершенствования творческих качеств и аналитических способностей студентов. Основными методологическими подходами их развития в олимпиадном движении являются: аксиологический, компетентностный, контекстный и деятельностный. На основе комплексного анализа разработана модель конкурентоспособного инженера, готового к активному включению в инновационную деятельность. Основными его качествами являются способность анализировать информацию, умение определять необходимость в использовании нового физического принципа действия, психологическая готовность к осуществлению творческого процесса по совершенствованию технических систем в условиях стресса. Определены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса на основе реализации принципов импульсной педагогики и использования потенциала цифровизации. Основными педагогическими средствами являются творческие задачи. Рассмотрены принципы разработки и показано их применение на примере конструирования задач по теоретической механике. Теоретические основы развития аналитических способностей положены в основу методики организации олимпиадного движения в современных условиях. Оно включает этапы инициации творческого мышления, развития, рефлексии и релаксации, творческого вхождения в профессию. Реализация каждого предполагает гармоничное сочетание очного взаимодействия участников, их деятельности в цифровом образовательном пространстве. Организация личностного и профессионального развития в рамках олимпиадного движения по теоретической механике по предлагаемой методике позволит на более высоком уровне формировать аналитические способности студентов, их универсальные компетенции и готовность активно участвовать в инженерной подготовке инновационных проектов.

Ключевые слова:

высшее техническое образование, готовность к инновационной деятельности, олимпиадное движение студентов, преподавание теоретической механики

Автор:

Попов Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Благодарности:

Кукушкиной Валентине Андреевне, методисту, отличнику народного просвещения, за поддержку и ценные замечания при подготовке статьи.

Для цитирования:

Попов А.И. Развитие аналитических способностей студентов технических специальностей в олимпиадном движении по теоретической механике // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 505–518.

Библиографический список:

  1. Авдеюк О.А., Лемешкина И.Г., Павлова Е.С., Приходькова И.В. Предметные олимпиады как форма выявления одаренных школьников и студентов // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. 2016. № 1. С. 29–30.
  2. Бабушкина Г.Ф., Шестакова З.Р. Конкурсное и олимпиадное движение как средство повышения профессионализма // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 2(34). С. 21–22.
  3. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Организация участия студентов в олимпиадном движении: опыт и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 365.
  4. Назарова Л.П., Фалькова Е.В., Климовский Д.А. Развитие творческих способностей и формирование профессиональных компетенций студентов при олимпиадах по теоретической механике // Механика. Исследования и инновации. 2017. № 10. С. 265–268.
  5. Келдибекова А.О., Авазова Э.Т. Дистанционные и эвристические олимпиады – современные формы проведения предметных олимпиад // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 34–37.
  6. Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Квитко С.И., Ломаткина М.В., Купряшкин В.Ф., Коровина И.В. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 568–586.
  7. Рахманкулова Г.А., Мустафина Д.А., Суркаев А.Л. и др. Внутривузовские студенческие физико-математические олимпиады как средство формирования компетенций у студентов технического вуза // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 209–214.
  8. Савченко Е.А. Профессиональное образование и воспитание студентов в ходе организации и проведения олимпиад, конкурсов, круглых столов // Педагогическое образование и наука. 2017. № 2. С. 43–45.
  9. Попов А.И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 136 с.
  10. Попов А.И., Ракитина Е.А. Олимпиады как инструмент формирования творческих общекультурных компетенций специалистов и оценивания уровня их сформированности // Alma mater: Вестник высшей школы. 2016. № 1. С. 71–75.
  11. Попов А.И. Творческие задачи динамики. Тамбов: Изд-во Тамбовского технического университета, 2012. 80 с.
  12. Попов А.И. Теоретическая механика. Сборник задач для творческого саморазвития личности студента. Тамбов: Изд-во Тамбовского технического университета, 2010. 188 с.
  13. Чистяков В.В. Вузовская олимпиада по теоретической механике как средство обратной связи в совершенствовании преподавания естественно математических дисциплин в университете ИТМО // Физическое образование в вузах. 2017. Т. 23. № 3. С. 135–149.
  14. Шелудько В.Н., Демина Е.А., Лысенко Н.В., Севастьянов В.В. Региональные олимпиады студентов – важный фактор формирования будущих специалистов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 474–476.
  15. Шимановский А.О., Кракова И.Е. XIV Международная олимпиада по теоретической механике // Механика. Исследования и инновации. 2018. № 11. С. 290–314.
  16. Юдин В.А., Попов А.И. Формирование инновационной готовности специалистов в олимпиадном движении по теоретической механике // Alma mater: Вестник высшей школы. 2018. № 3. С. 60–66.
  17. Эвнин А.Ю. Задачи по математическому анализу на студенческих олимпиадах // Математическое образование. 2020. № 2 (94). С. 55–76.