Особенности дистанционной формы обучения в условиях пандемии COVID-19: взгляд студента вуза

Том 5, номер 4, 2020, с. 494–504

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 907 КБ, просмотров: 371)

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности перехода на дистанционное обучение в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в России. Определены проблемы, которые могут возникнуть у преподавателей и студентов вуза в ситуации, когда дистанционное обучение становится не правом его применения, что регламентировано на законодательном уровне, а необходимостью в условиях мировой пандемии. Представлены результаты анкетного опроса молодых людей, проведенного с целью определения уровня удовлетворенности, а также достоинств и недостатков учебы в новом формате. Установлено противоречие между возможностью управления собственным временем, как основным положительным моментом при обучении в дистанционной формате, и отсутствием у студентов вуза способности к самоорганизации, формирование которой позволяет снизить риск возникновения отрицательного эмоционального состояния, характерного для большей части молодых людей в условиях вынужденного перехода к учебе с применением дистанционных образовательных технологий. В качестве условий, позволяющих избежать трудностей, определены: формирование навыков селф- и тайм-менеджмента, оказание психологической помощи в формате индивидуальных и групповых консультаций, а также создание на базе института службы поддержки для решения возникающих технических проблем, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, студенты, достоинства и недостатки дистанционного обучения

Автор:

Лысуенко Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, директор Центра тестирования и профориентации, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета «Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт», г. Нижний Тагил, Россия

Для цитирования:

Лысуенко С.А. Особенности дистанционной формы обучения в условиях пандемии COVID19: взгляд студента вуза // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 494–504.

Библиографический список:

  1. Аверьянов Л.Я. Контент–анализ. М.: КНОРУС, 2009. 456 с.
  2. Аглямзянова Г.Н., Абайдулин Р.Н. Дистанционное обучение в практике современного образования и пути его совершенствования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–1. С. 6–9.
  3. Андрианова И.Д., Рябинина Е.В. Информационные технологии в системе дополнительного профессионального образования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5–8. С. 16–19.
  4. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. 2010. № 1(13). C. 129–138.
  5. Громова Т.В. Подготовка преподавателя к деятельности в системе дистанционного обучения как ресурс повышения качества образования // Вестник Поморского университета. 2008. Вып. 3. С. 78–84.
  6. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского Университета МВД России. 2012. № 1. С. 8–10.
  7. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 84–87.
  8. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
  9. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 794 с.
  10. Павлуцкая Н.М., Дубицкая Л.В. Применение дистанционного обучения в современном вузе (из опыта работы) // Международный научно–исследовательский журнал. 2016. № 3(45). Часть 4. С. 31–34.
  11. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.
  12. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. 2017. № 1. С. 172–195.
  13. Рулиене Л.Г. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан–Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
  14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
  15. Сухарева Л.М., Кулакова А.Б. Дистанционное образование: теоретико–методологический аспект // Социальное пространство. 2016. № 1(3).
  16. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 236–240.