Том 5, номер 3, 2020, с. 334–340
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 527 КБ, просмотров: 406)
Аннотация:
В статье предпринята попытка актуализации развития критического мышления посредством аналитического чтения у обучающихся на занятиях по культуре речевого общения иностранного языка. Авторы связывают современные тенденции в восприятии информации – клиповость и снижение способности критически оценивать полученную информацию с цифровой грамотностью и когнитивной легкостью. Актуальность аналитического чтения на занятиях обусловлена общекультурными и профессиональными компетенциями будущих лингвистов. В исследовании сделан краткий обзор ключевых работ по данной проблеме. Предметом исследования можно считать описание базовых методик и разработок для развития критического мышления и аналитического чтения. К основным методам относятся: элементы общенаучного анализа и синтеза материала. Рассматриваются черты аналитического чтения, основные комплексные подходы при работе с текстом (оценка фоновых знаний, аннотирование, мозговой штурм, вопросы автору и др.). Авторы обосновывают необходимость трудиться с фейковыми новостями в рамках занятий по аналитическому чтению и приводят примерный алгоритм анализа, позволяющий работать с языковым материалом как родного, так и иностранного языка. К элементам данного алгоритма относятся: анализ источника, дата размещения, автор, внешний вид сайта, проверка фактов. Приводятся ресурсы по проверке новостей на ложность/истинность. Статья завершается выводами, намечается перспектива исследования.
Ключевые слова:
критическое мышление, аналитическое чтение, цифровая грамотность, фейковые новости, культура речевого общения
Авторы:
Заболотнева Оксана Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Кожухова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Для цитирования:
Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Аналитическое чтение на занятиях по культуре речевого общения (иностранный язык) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 334–340.
Библиографический список:
- Акименко Г.В., Михайлова Т.М. Феномен «Клипового»: идентификация вида когнитивной деятельности // INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH: сборник статей IX международной научно-практической конференции (Пенза, 12 июня 2017 г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. С. 268–271.
- Алексеева Е.В., Захарова М.Д. Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы I международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018). Санкт-Петербург: Изд-ство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 186–192.
- Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. № 1. С. 181–188.
- Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. С. 78–92.
- Дудко Л.Н., Мирзоева М.М. К вопросу о стратегиях развития критического мышления через чтение и письмо в современной парадигме образования // Евразийский вестник гуманитарных исследований. 2016. № 1(4). С. 173–180.
- Исакова И.А. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 131–145.
- Кукина Е.Н. Основы педагогической технологии формирования критического мышления студентов через чтение и письмо // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2010. Т. 7. № 1(68). С. 114–117.
- Максимова Т.В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 68–71.
- Саватеева А.Л. Урок внеклассного чтения с применением элементов технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) // Мастеркласс. 2014. № 10. С. 18–25.
- Петричук И.И. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку // Образование в современной школе. 2011. № 4. С. 34–40.
- Урюпина И.В. (2016) Урок литературы с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо в 11 классе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 193–195.
- Angel Th., Cross K. (1998) Classroom Assessment Techniques: A Handbook for College Teachers. San Francisco: Joseey-Bass. 448 p.
- Ashley S., Maksl A., Craft S. (2013) Developing a news media literacy scale // Journalism and Mass Communication Educator. Vol. 68. No. 1. P. 7–21.
- Bean J.C. (2011) Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing, Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom. San Francisco: Jossey-Bass. 384 p.
- Ratto M. (2011) Critical making: Conceptual and material studies in technology and social life // Information Society. Vol. 27. No. 4. P. 252–260.
- Sachdeva P., Tripathi D. (2019) A critical education for 21st century: A study on youth and media literacy // Journal of Content, Community and Communication. Vol. 10. No. 5. P. 64–72.
- The Illusion of truth // Veritasium. Аvailable from: https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=cebFWOlx848&feature=emb_logo (Accessed 20 August 2020).
- Tully M., Vraga E.K., Smithson A. (2020) News media literacy, perceptions of bias, and interpretation of news // Journalism. Vol. 21. No. 2. P. 209–226.