Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов разных направлений подготовки (на примере ФГБОУ ВО «ИРНИТУ»)

Том 5, номер 2, 2020, с. 232–243

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 384 КБ, просмотров: 490)

Аннотация:

Проблема повышения уровня учебно-профессиональной мотивации студентов остро стоит в современной высшей школе. В связи с переходом на компетентностный подход в вузовском образовании актуально построить процесс таким образом, чтобы уже во время учебы сформировались профессиональные компетенции. Как оптимально соотнести интерес обучающегося к будущей профессии с учебной деятельностью? Без глобального изучения учебно-профессиональной мотивации студентов ответить на этот вопрос трудно. Данная статья посвящена исследованию учебно-профессиональной мотивации студентов в вузе. Цель исследования – выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов технического и гуманитарного направлений подготовки. Работа проводилось в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Участие в нем приняли 50 студентов. Для достижения цели были выдвинуты задачи: провести сравнение учебнопрофессиональной мотивации между студентами разных направлений подготовки, выделить специфические особенности для каждой группы и охарактеризовать мотивационную сферу испытуемых. Исследование проводилось при помощи стандартизированных методик и опросников. Результаты показали, что действительно учебнопрофессиональная мотивация отличается у студентов разного направления подготовки. Научной новизной явилось то, что было дополнено представление об учебно-профессиональной мотивации студентов вуза некоторыми данными о ее специфике. Учет этих сведений будет полезным при составлении учебно-методических материалов преподавателями вузов, чтобы целенаправленно воздействовать на повышение уровня учебно-профессиональной мотивации обучающихся.

Ключевые слова:

мотивация, учебно-профессиональная мотивация, мотивационный профиль, эмоциональный профиль, профессиональная готовность, профессиональная направленность, фасцинация

Автор:

Ларионова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Для цитирования:

Ларионова Л.А. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов разных направлений подготовки (на примере ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 232–243.

Библиографический список:

  1. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Том. 11. № 4. С. 51–60.
  2. Воробьева М.В., Питюков В.Ю. Профессиональная мотивация студентов туристского вуза. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2013. 180 с.
  3. Воротова Л.В. Профессиональные склонности студентов-медиков // Современные проблемы психология развития и образования человека: сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 14–16 мая 2009 г.). АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина». СПб.: Айсинг, 2009. С. 262–265.
  4. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 642–667.
  5. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития. М.: МГУ, 2013. 444 с.
  6. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.
  7. Жданко Т.А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 69.
  8. Зобков А.В. Саморегуляция учебной деятельности. Владимир: Издательство Владимирского государственного университете, 2013. 251 с.
  9. Климов Е.А., Буякас Т.М. Зотова Н.Н и др. Трудности и перспективы становления профессионала. М.: МГУ, 2012. 224 с.
  10. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование. 2011. Том 3. № 2. С. 1–16.
  11. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 23–43.
  12. Пряжников Н.С. Проблема переосмысления понятия профессия в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4–22.
  13. Реан А.А., Засыпкин И.В. Взаимодействие профессиональной и учебной мотивации // Профессиональное образование как фактор адаптации и защиты детей группы риска. Москва, 2013. С. 53–56.
  14. Реан А.А., Чепурная Ю.В., Федосеева А.В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 243–248.
  15. Романова М.В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2006. № 2(6). С. 146–148.