Роль семьи в сохранении родных языков малых народов: социологический опрос учащихся Ханты-Мансийского автономного округа — Югра

Том 5, номер 1, 2020, с. 138–149

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 455 КБ, просмотров: 704)

Аннотация:

Реформы последних десятилетий, связанные с распадом СССР и сменой политического режима, затронули наиболее чувствительную сферу – межэтнические отношения. Известно, что их состояние характеризуется общим социальным фоном, в котором переплетаются политические, экономические факторы. Возможно поэтому в ряду наиболее актуальных проблем находится отчуждение от родного языка, представляющее этноязыковой и социокультурный процесс. В статье на основе анализа регионального социологического опыта поднята проблема состояния родных языков титульных этносов Югры. Рассмотрены результаты исследования по данному вопросу среди школьников из числа коренных малочисленных народов, а также вопрос использования родных языков (хантыйского, мансийского, ненецкого) в семейной практике. В качестве материала в работе были использованы результаты социологического опроса, проведенного в 2017 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, и итоги ранее проведенных исследований по данной теме. Сделано заключение, что в повседневной жизни языки обских угров утрачивают свою главную роль. В общении предпочтение отдается русскому, который завоевал лингвистическое пространство Обского Севера, вытеснив языки ханты, манси и др. из бытовой коммуникации – основной среды, в которой естественным образом происходит передача национального языка из поколения в поколение. В результате респонденты продемонстрировали, с одной стороны, главенство русского языка. С другой, все же высказали надежду на сохранение национального языка малочисленными народами Югры в условиях последовательной поколенческой связи и опыта, путем семейной языковой коммуникации. Касаясь вопроса жизнестойкости родных языков, большинство респондентов полагают, что они находятся под угрозой исчезновения и их положение вызывает опасения. Лишь незначительная часть отметила, что родной язык находится в безопасности. В работе обращается внимание на то, что решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от мотивации самих носителей (участников) языкового процесса.

Ключевые слова:

анкетирование, малочисленные народы Севера, учащиеся, родной язык, русский язык, семья

Автор:

Ткачук Наталья Витальевна, научный сотрудник отдела социально-экономического развития и мониторинга, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Россия

Для цитирования:

Ткачук Н.В. Роль семьи в сохранении родных языков малых народов: социологический опрос учащихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югра // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. C. 138–149.

Библиографический список:

  1. Алпатов В.М. Можно ли спасти малые языки // Лингвистический форум 2019: коренные языки России и мира: материалы международной конференции (Москва. 4–6 апреля 2019 г.). М.: Институт языкознания РАН, 2019. С. 90–284.
  2. Белолюбская В.Г. Языки коренных народов Севера: история и современность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 110–115.
  3. Бурыкин А.А. Языки коренных народов Севера: 40 лет вызовов и ответов. Проблемы сохранения языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: современный взгляд // Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции (ХантыМансийск, 29 марта 2019 г.). Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир. Ханты-Мансийск», 2019. С. 30–49.
  4. Галямина Е.Ю. Этническая идентичность: тоска по языку или минус язык // Лингвистический форум 2019: коренные языки России и мира: материалы международной конференции (Москва. 4–6 апреля 2019 г.). М.: Институт языкознания РАН, 2019. С. 106.
  5. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 816 с.
  6. Исламова Ю.В. Социальный портрет носителя языков обских угров (по результатам социологического исследования в Октябрьском районе ХантыМансийского автономного округа – Югра) // Вестник угроведения. 2017. № 2 (29). С. 147.
  7. Исламова Ю.В. Языковая ситуация в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в социолингвистическом аспекте // Вестник угроведения. 2016. № 1 (24). С. 146–151.
  8. Кондрашкина Е.А. Влияние психологического фактора на витальность языка // Вопросы психолингвистики. 2018. № 3 (37) С. 22–36.
  9. Кроон С., Хруслова Г.В. Языки семьи и школы. М.: Институт национальных проблем образования Минобразования России и Минфедерации России, 2001. 184 с.
  10. Хакназаров С.Х. Состояние родных языков коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в 2008–2011 годах. ХантыМансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2012. 202 с.
  11. Хакназаров С.Х. Проблемы социальноэкономического развития ТТП коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (по материалам социологических исследований). ХантыМансийск: Югорский формат, 2016. 100 С.
  12. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. СПб. : ООО «Миралл», 2006. 200 с.
  13. Харамзин Т.Г., Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение обских угров. Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр Югорского государственного университета, 2010. 183 с.
  14. Хилханова Э.В. Социолингвистическая концептуализация понятий «языковое сознание» и «языковые установки» в аспекте двуязычия // Вопросы психолингвистики. 2017. № 3 (33). С. 142.