Том 4, номер 4, 2019, с. 363–369
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 189 КБ, просмотров: 1214)
Аннотация:
Изменение требований к выпускникам вузов неизбежно привело к разработке и внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий. В статье анализируются вопросы повышения эффективности учебного процесса через технологии визуализации знаний, которые способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. При этом визуальная учебная информация должна активизировать познавательную деятельность обучающихся. В основе технологии когнитивной визуализации лежит когнитивная графика, которая позволяет развивать у студентов логические способы мышления и способствует активизации познавательных процессов. Это требует от педагогов понимания роли визуальных средств обучения, освоения новых методов и инструментов их создания и использования. Автором анализируются теоретические подходы к организации образования в высших учебных заведениях по применению технологий визуализации. В статье обоснована необходимость освоения преподавателями методов и инструментов визуализации учебного материала и применения их на практике. В том числе на основе приемов визуализации кроссенса, который представляет собой цепочку из девяти картинок, проходя по которым обучающийся составляет связанный рассказ по теме изображений. В статье сделан акцент на актуальности внедрения приемов кроссенса для формирования развития логического мышления студентов высших учебных заведений. При этом автором отмечается, что эффективность когнитивной визуализации, в том числе кроссенса, зависит от мотивации педагога проводить занятия с применением данного метода.
Ключевые слова:
логическое мышление, визуализация, интерактивность, познавательная деятельность студентов, кроссенс
Автор:
Струк Елена Николаевна, доктор философских наук, заведующая кафедрой социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Для цитирования:
Струк Е.Н. Использование приемов когнитивной визуализации (на примере кроссенс) для развития логического мышления студентов вуза // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 4. С. 363–369.
Библиографический список:
- Афанасьева Т.Н., Богачева В.Г. Приемы визуализации кроссенс и сторителлинг как эффективное средство формирования метапредметных умений на уроках интегрированного типа в процессе преподавания предметных областей английский язык и история в контексте реализации системно-деятельностного подхода // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6. № 2 (12). С. 56–64.
- Бусленко В., Федин С. Семейный кроссворд и новая интеллектуальная игра «Кроссенс» // Наука и жизнь. 2002. № 12. С. 12.
- Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 11. С. 31–35. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm (дата обращения: 25.10.2019).
- Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodyobucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyhkompetentsiy/viewer (дата обращения: 25.10.2019).
- Дочкин С.А., Мичурина Е. С. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 56–60.
- Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова? // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 71–80.
- Кротова И., Камоза Т., Донченко Н. Метод визуализации в системе инновационного обучения // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 164–167.
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Издательство Алтайского университетата, 2002. 185 с.
- Леонтьева Л.С., Ильин А.Б. Актуальные инструменты формирования предпринимательских компетенций в сфере высшего образования // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 4 (16). С. 66–71.
- Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности. 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiyadidakticheskihobektov-v-aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.10.2019).
- Неудахина Н.А. О возможностях практического внедрения технологии визуализации учебной информации в вузе // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). С. 35–38.
- Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы // Pedagogical Journal. 2017. Vol. 7. Is. 4A. С. 230–246.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование. 2000. 112 с. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. 2014. № 5(24). С. 134.
- Семибратова О.С., Шабанова И.А. Использование технологии кроссенс при изучении дисциплины «Школьный химический эксперимент» // Развитие педагогического образования в России: сборник материалов I Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (23–27 января 2018 г.). Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета. 2018. С. 145–150.
- Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81–85.
- Федосова О.А., Соколина Е.Н. О значении визуализации учебной информации // Проблемы педагогики. 2018. № 3(35). С. 96–99.
- Шабанова И.А., Ковалева С.В., Семибратова О.С., Ильина А.М. Кроссенс как одна из форм представления учебной информации на лабораторных занятиях по химии // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 142–147.