Персонификация и определение структуры персонифицированного пространства как условия расширения возможностей личности

Том 4, номер 2, 2019, с. 140–146

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 317 КБ, просмотров: 662)

Аннотация:

В качестве основной задачи методологии педагогических исследований выступает выяснение сущности и углубление содержания наиболее важных на современном этапе психолого-педагогических явлений в их постоянном изменении и развитии. Направление исследований феномена «персонификация» имеет междисциплинарный характер и при разных подходах и исходных принципах тема персонификации представляется по-разному. В качестве основных при определении сущности персонификации и структуры персонифицированного пространства в данном исследовании используются метод феноменологического анализа, экзистенциальный, персонологический и системно-синергетический подходы. С позиции обозначенных подходов автором рассмотрены основные тенденции развития современной образовательной ситуации, изучена сущность категории «персонификация», виды и функциональные характеристики. Показано, что персонификация и ряд других феноменов, имеющих общие инвариантные признаки, создают логическую непротиворечивость в изучении важных образующих воспроизводства системной целостности человека и обеспечивающих развертывание его самости. Кроме того, актуально изложение авторского понимания персонифицированного пространства, обладающего свойством вариативности, как пространства расширения возможностей индивида. С позиции системно-синергетического подхода автором представлена структура персонифицированного пространства в виде трех компонентов-подпространств (психологического, социального и культурно-образовательного), а также их взаимосвязей. В качестве основных формально-динамических характеристик приводится иерархическая организация, многоуровневость, открытость границ, нелинейность развития, способность к самогенерации и самоорганизации, человекомерность и адаптивность. Проведенный автором теоретический анализ обеспечивает уточнение, обогащение терминов и понятий в педагогической науке и создает ориентиры для работы педагога-исследователя.

Ключевые слова:

феноменология, феноменологический анализ, персонификация, персонифицированность, персонализация образования, персоносфера, персонологический подход, экзистенциальный подход, экзистенциально-персонологическая образовательная парадигма, персонифицированное пространство

Автор:

Синицина Ирина Анатольевна, руководитель методического объединения учителей, ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия

Для цитирования:

Синицина И.А. Персонификация и определение персонифицированного пространства как условия расширения возможностей личности. Социальная компетентность. 2019. № 4. С. 140–146.

Библиографический список:

  1. Бердяев Н.А. Избранные философские сочинения. М.: Берлин : Директ-Медиа, 2016. 247 с.
  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
  3. Киященко Л.П. Синергетическая парадигма: когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 561 с.
  4. Курьякова Т.С. Педагогические условия обеспечения персонификации личности студента-будущего педагога в вузе // Вектор науки. 2011. № 3 (6). С.175–177.
  5. Лыкова И.А., Синицина И.А. Модернизация дополнительного образования: от принципа вариативности к поддержке индивидуальности // Наука и школа. 2017. № 5. С. 143–151.
  6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  7. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 21–39.
  8. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. 302 с.
  9. Серебрякова Е.В. Проблема определения «персонификации» в стилистике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 2. С. 64–68.
  10. Струк Е.Н. Инновационная парадигма образования в изменяющемся мире // Экономика образования. 2012. № 1. С. 24a–28.
  11. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.
  12. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ: Астрель, 2011. 446 с.
  13. Хейзинга, Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. М.: Айрис пресс, 2003. 486 с.
  14. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.