Философско-методологические предпосылки новой парадигмы системы образования в условиях интеграции и глобализации

Том 3, номер 4, 2018, с. 49–59

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 204 КБ, просмотров: 664)

Аннотация:

В ходе истории западный университет эволюционировал от теологической модели через кантовско-гумбольдтовскую модель к корпоративной – всецело в русле монотопической герменевтики «Недостатки» кантовско-гумбольдтовского университета видимы (академическая свобода, поддержка научных исследований и видных ученых, организация науки и обучения, нацеленность на конкретную область знания, акцент на гуманитарном знании как понимании). Информационное общество, требования бизнеса и технотронный прогресс, потребовали улучшения системы образования. Университет стал корпоративным, взаимосвязанным с контролем производства и распространением знания через нано-биоинфо-когнитивную революцию. Инновационные проекты, направленные на реструктуризацию и интенсификацию обучения, трансформируют опытное обучение из описательного термина, относящегося к обучению человеческим отношениям, в концептуальную лексику, используемую в разных контекстах для объяснения и обоснования педагогического поведения, как в школе, так и в вузе. Концепция опережающего образования определяет знания, умения, которыми должны обладать люди XXI века, но и качества специалистов, для адаптации в быстро изменяющемся мире при решении ранее не известных проблем. Интеграция образовательного пространства, с его ценностями, идеями, доминантами способствует определению места цивилизации уровнем развития интеллекта, культуры, творческих способностей человека, переноса приоритета с «выучить» — на «воспитать», с «учить» — на «научиться учиться». Этому способствуют онлайн-университеты, дистанционное образование, сайты обучающих курсов, мультимедийные уроки, экстернат и т.д. Реализация программы превращения корпораций в университеты потребовала принципиально новой философии образования и педагогики. Инициатива преобразований стимулируется формированием единого глобального пространства (мировой деревни) бытия народов, а также интегративными тенденциями, как на уровни теории и практики, так и образовательной политики. Основная тенденция развития образования в процессе глобализации выражается в его интеграции в мировой рынок услуг. Борьба за потребителя образовательной услуги происходит теперь именно в транснациональном культурном пространстве.

Ключевые слова:

философия образования, инновационные методы, опережающее образование, образовательное пространство, дистантное образование, университет и корпорация

Автор:

Колесников Анатолий Сергеевич, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская федерация

Благодарность:

Работа выполнена при поддержке фонда РГНФ № 17-18-01440 «Антропологическое измерение истории философии».

Для цитирования:

Колесников А.С. Философско-методологические предпосылки новой парадигмы системы образования в условиях интеграции и глобализации // Социальная компетентность. 2018; 3(4):49–59.

Библиографический список:

  1. Flower, J. (1996). The five fundamentals of dealing with change // Physician Executive, 22(8).
  2. Schwartz, A. (1994). Eight guidelines for managing change// Supervisory Management, 39(7).
  3. Senge, P. M., Kleiner, A., Roberts, C., Ross, R. B., and Smith, B. J. (1994). The fifth discipline field book: Strategies and tools for building a learning organization. New York: Doubleday.
  4. Gifford, M., Phillips, K., & Ogle, M. (2000). Five-year charter school study (Arizona Education Analysis).
  5. Phoenix, A.Z: Center for Market-Based Education, Goldwater Institute. 2000.
  6. Maranto R., Milliman S., Hess F. & Gresham A. (Eds.) (1999) School choice in the real world: Lessons from Arizona charter schools. Boulder, CO: Westview Press.
  7. Teske, P., Schneider, M., Buckley, J., & Clark, S. (2000). Does charter school competition improve traditional public schools? New York: Manhattan Institute for Policy Research.
  8. Triant, B. (2001). Autonomy and innovation: How do Massachusetts charter school principals use their freedom? Washington, DC: Thomas B. Fordham Foundation. 2001.
  9. Lange, C., Lehr, C., Seppanen, P., &Sinclair, M. (1998). Minnesota charter schools’ evaluation: Final report. Center for Applied Research and Educational Improvement, College of Education and Human Development, University of Minnesota.
  10. Lubienski Christopher. Innovation in Education Markets: Theory and Evidence on the Impact of Competition and Choice in Charter Schools //American Educational Research Journal Summer 2003, Vol. 40, No. 2.
  11. Alexander, R. (2000) Culture and pedagogy: international comparisons in primary education (Oxford, Blackwell).
  12. Hufton, N. & Elliott, J. G. (2000) Motivation to learn: the pedagogical nexus in the Russian school: some implications for transnational research and policy borrowing // Educational Studies, 26.
  13. Inglehart, R. & Welzel, C. (2005) Modernization, cultural change and democracy: the human development sequence. Cambridge, Cambridge University Press.
  14. Parker, S. (1997). Reflective teaching in the postmodern world. Buckingham: Open University Press.
  15. Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования: Сб. научн. статей / Отв. ред. А.Н. Кочергин. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
  16. Соколова И.И., Колесников А.С. Современная зарубежная компаративная педагогика и философия образования. СПб.: ВАС, 2016.
  17. Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. М., РУДН, 2003.
  18. Comparative Education, 2000, 36 (3).
  19. Curren, R., (ed.), 2003, Companion to Philosophy of Education, Oxford: Blackwell.
  20. Curren, R., (ed.), 2007, Philosophy of Education: An Anthology, Oxford: Blackwell.
  21. Blake, N., Smeyers, P., Smith, R., and Standish, P., (eds.), 2003, The Blackwell Guide to the Philosophy of Education, Oxford: Blackwell.
  22. Carr, D., 2003, Making Sense of Education: An Introduction to the Philosophy and Theory of Education and Teaching, London: Routledge Falmer.
  23. Chambliss, J., 1996, «History of Philosophy of Education», in Philosophy of Education: An Encyclopedia, J. Chambliss (ed.), New York: Garland.
  24. Murphy, M., (ed.), 2006, The History and Philosophy of Education: Voices of Educational Pioneers, New Jersey: Pearson.
  25. Rorty, A., (ed.), 1998, Philosophers on Education: New Historical Perspectives, New York: Routledge.
  26. Philosophy of education: major themes in the analytic tradition / edited by Paul H. Hirst and Patricia White. London; New York: Routledge, 1998. 4 v. v. 1. Philosophy and education — v. 2. Education and human being — v. 3. Society and education — v. 4. Problems of educational content and practices.
  27. Methods in philosophy of education / edited by Frieda Heyting, Dieter Lenzen, and John White. London; New York: Routledge, 2001.