Психотерапевтические модели социальнопсихологической компетентности

Том 3, номер 4, 2018, с. 21–30

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 232 КБ, просмотров: 644)

Аннотация:

В статье рассматривается социально-психологическая компетентность как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого. Социальнопсихологическая компетентность – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами. Существует несколько подходов к ее рассмотрению. Каждый подход выдвигает свои варианты трактовки данного понятия, поэтому есть необходимость разработки интегративных моделей компетености. Эффективность социального функционирования и успешность отношений человека, однако, во всех случаях связана с соотнесенностью, гармонией различных компонентов его жизни и общения. При этом социально-психологическая компетентность включает два типа ориентации: адаптационный (борьба с трудностями, приспособление к системе) и ассимиляционный (приспособление системы к себе). Для первого типа характерно «перманентное противостояние», борьба и героизм, свойственные обычным людям, субъективной задачей которых является преодоление жизненных трудностей. Для второго – удовольствие, радость и счастье – задача зрелых людей, стремящихся к гармонии и радости. Для первого способа типична стратегия самозатруднения: человек старательно и, как правило, малоосознанно строит свою жизнь, часто предпочитая неприятные ситуации для того, чтобы с их помощью помочь решить свои старые проблемы. Второй способ – стратегия самореализации – связан с осмыслением собственного предназначения и жизненных целей.

Ключевые слова:

компетентность, психотерапевтическая модель, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, интегративная психотерапия

Автор:

Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, членкорреспондент Российской академии естествознания, академик Международной академии естстествознания, ведущий научный сотрудник Гуманитарного института, Югорский государственный университет, г. Ханты-Манcийск, Российская Федерация

Для цитирования:

Арпентьева М.Р. Психотерапевтические модели. Социально-психологической компетености. Социальная компетентность. 2018;4(3):21–30.

Библиографический список:

  1. Адлер А. О стремлении к превосходству. СПб.: Астер-Х, 2017. 44 с.
  2. Арпентьева М.Р., Карпенкова И.В., Ничипоренко Н.П. Социально-психологическая компетентность: статьи и эссе. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. 650 с.
  3. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998, 336 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. 320 с.
  5. Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. М. – СПб.: Университетская книга, Совершенство, 1998. 320 с.
  6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 416 с.
  7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. 430 с.
  8. Мей Р. Любовь и воля. М.: Ваклер, 1997. 420 с.
  9. Минигалиева М.Р. Социальнопсихологическая компетентность: интегративная модель // Science in the modern information society II: Proceedings of the Conference (New Jersey 07–08 November, 2013). New Jersey, 2013. Vol. 2. P. 346–350.
  10. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  11. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14: Психология. 1990. № 2. С. 57–65.
  12. Селигман M. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. М.: Альпина Паблишер, 2013. 338 с.
  13. Феррис П. Зигмунд Фрейд / пер. с нем. Минск: Поппури, 2001. 448 с.
  14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 704 с.
  15. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. 448 с.
  16. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.: АСТ, 2006. 400 с.
  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  18. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002. 352 с.
  19. Эллис А., Макларен К. Рациональноэмоциональная поведенческая терапия. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 160 с.
  20. Rogers C.P. Becoming partners: Marriage and its alternatives. New York: Delacorte Press, 1972. 243 p.