Том 3, номер 3, 2018, с. 72–78
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 308 КБ, просмотров: 611)
Аннотация:
В статье на основе вторичного анализа социологических исследований, проводимых в 1990–2017 гг. крупнейшими социологическими центрами общественного мнения, делается вывод об актуальности и важности изучения отношения к буддизму, особенно в «нетрадиционных районах» его распространения – европейской части России. Подчеркивается, что в России уровень религиозной толерантности к буддистам сохраняется. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Россия представляет собой поликультурное и полирелигиозное пространство, с другой – «авторские варианты» буддизма делают его адаптированным и понятным для россиян-европейцев, модернизируя тем самым традиционный буддизм Калмыкии, Бурятии, Тувы и Забайкальского края. В работе представлены основные тенденции религиозности современных россиян, в большей степени православных: рост декларируемой религиозности; религиозная принадлежность на основе культурной идентификации, а не в силу собственной религиозной мотивации; поверхностный характер религиозности, проявляющейся в непосещении церкви, неучастии в религиозных праздниках и др. Предлагается в целях изучения реальной религиозной толерантности россиян к буддистам использовать методики ее качественного измерения. Для этого в комплексе предлагается применять следующие подходы: исторический (в центр ставятся вопросы истории развития религиозной толерантности); территориальный (исследование толерантности на различных территориальных образованиях); институционально-групповой (толерантность различных социально-демографических групп и религий как социального института); факторный (изучение религиозной толерантности как фактора развития социальной жизни или ее отдельного процесса, а также сохранения безопасности в целом).
Ключевые слова:
буддизм, православие, Россия, религиозность, религиозная толерантность, религиозное поведение
Автор:
Копалкина Евгения Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», № 14-18-00444.
Для цитирования:
Копалкина Е.Г. Отношение к буддизму и православию на современном этапе развития российского общества. Социальная компетентность. 2018;3(3):72–78.
Библиографический список:
- Бадмацыренов Т.Б. Социология буддизма в России // Власть. 2016. Т. 24. № 6. С. 179–185.
- Гафиятуллина К.Р. Религиозное и светское поведение: анализ в рамках социологического знания // Социум и власть. 2017. № 3 (65). С. 29–34.
- Кандауров С.П. Толерантность религиозной составляющей в межэтническом взаимодействии // Вояджер: мир и человек. 2017. № 8. С. 282–290.
- Кублицкая Е.А. Динамика процесса десекуляризации в мегаполисе // Наука. Культура. Общество. 2016. № 3. С. 104–123.
- Монгуш М.В. Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа // Новые исследования Тувы. 2016. № 1. С. 5–19.
- Отношение к религиям [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2018/01/23/otnoshenie-k-religiyam/ (18.08.2018).
- Отчет ВЦИОМ «Религия в жизни россиян» [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2016/2016-09-06-rpu.pdf (18.08.2018).
- Пронина Т.С. Религиозность позднего советского периода и ревитализация религии в постсоветской России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (146). С. 178–189.
- Синелина Ю.Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах его изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологические исследования. 2013. № 10 (354). С. 104-115.
- Уланов М.С. Буддизм в современной России: традиция или модернизация // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторические перспективе: сб. науч. тр. Вып. 3. Барнаул: Азбука, 2009. С. 248–252.
- Уланов М.С. Буддизм и православие в цивилизационном пространстве России: истоки толерантности // Философские науки. 2013. № 2. С. 115–122.
- Хайруллин Р.М. Теоретико-методологические основы изучения религиозной толерантности (систематизация подходов) // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2017. № 12. С. 141–146.
- Цыремпилов Н.В. Когда Россия признала буддизм? В поисках указа 1741 г. императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма российскими властями // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. № 3 (39). С. 96–109.