Том 3, номер 2, 2018, с. 131–139
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 412 КБ, просмотров: 617)
Аннотация:
В современном мире образовательная мобильность является широко распространенным явлением. В процессе обучения у иностранных студентов формируется определенное представление о принимающей стране и ее жителях. В статье изложены результаты исследования образов стран Восточной Азии (Китай) и Восточной Европы (Польша) в восприятии иностранных учащихся. Опрашивались студенты, обучавшиеся в указанных странах минимум шесть месяцев. Использовались метод приписывания качеств и метод свободного описания. Анкета была составлена на русском и английском языках. Выделено пять характеристик (компонентов), важных, по мнению иностранных студентов, в образе той или иной страны: климат и география, политико-правовой аспект, жители, культура и искусство, личные оценки и отношения. В ходе сравнения значимости этих элементов в образе Польши и Китая, обнаружены различия в восприятии студентами европейских и азиатских государств и культур. Также изучены и описаны образы местных жителей, их положительные и отрицательные характеристики с точки зрения учащихся-иностранцев. В образе местного населения было выделено семь значимых компонентов: элементы, отражающие связь со страной и другими культурами; отношение к труду и деловые качества; коммуникативные характеристики; отношение к людям; общая направленность личности; жизненный опыт, образ жизни и привычки; внешний вид. Выявлены различия в восприятии населения принимающей страны студентами, обучавшимися в Восточной Европе и Восточной Азии.
Ключевые слова:
иностранный студент, образовательная мобильность, этностереотип, страна обучения, местный житель, образ, восприятие
Авторы:
Хомченко Ольга Александровна, магистрант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
Студеникина Елена Станиславовна, доцент кафедры социологии, кандидат социологических наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
Для цитирования:
Хомченко О.А., Студеникина Е.С. Страны Восточной Европы и Восточной Азии в восприятии иностранных студентов // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 2. С. 131–139.
Библиографический список:
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
- Гумилев Л. Этнос и категория времени // Доклады Географического общества СССР. Вып. 15. 1970. С. 143–157.
- Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая сторона: проблемы толерантности // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 84–91.
- Петров В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 74–82.
- Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2 (298). С. 117–121.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
- Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. 544 с.
- Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Книжный дом Университет, 2007. 288 с.
- Факты образования. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/ФО7.pdf (01.03.2018).
- Ядов В. Социология в России. Изд. 2-е. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 696 с.
- UniPage. Статистика граждан России, обучающихся за границей. URL: https://www.unipage.net/ru/student_statistics (01.03.2018).