Когнитивный подход в социальной работе

Том 1, номер 1, 2016, с. 44–49

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 189 КБ)

Аннотация:

Рассмотрен когнитивный подход в социальной работе, который возможно использовать при решении проблем клиентов. Подчеркивается ценность когнитивного подхода тем обстоятельством, что он предоставляет упрощенный, технологический подход к знаниям. Рассмотрены и обоснованы возможности процедурного и декларативного знания когнитивного подхода в анализе социальных ситуаций в профессиональной деятельности специалистов социальной работы. Приводятся примеры применения декларативного и процедурного знаний в предполагаемой практической деятельности специалиста, владение которыми поможет строить эффективное взаимодействие с клиентом/объектом социальной работы.

Ключевые слова:

когнитивный подход, решение проблем клиентов/объектов социальной работы, процедурные и декларативные знания в социальной работе

Автор:

Балтуева Светлана Владимировна, доцент кафедры социологии и социальной работы ИРНИТУ, кандидат педагогических наук, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Библиографический список:

  1. Гаврилова Т.А., Черванская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992.
  2. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс,1989.
  3. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: 1996.
  4. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1976.
  5. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Изд-во Логос, 1998. 290 с.
  6. Ackoff R.L. A Theory of Practice in the Social Systems Sciences. IIASA. Laxenberg, 6-7 nov., 1986.
  7. Checland P.B. Models Validation in Soft Systems Practice | // Systems Research. 1995. Vol.12. № 1. P.47–54.
  8. Johnson-Laird, P.N. Mental models in cognitive science. – “Cognitive Science”, 1980, 4, 72-115.
  9. Ulrich W. Critical Heuristics of Social Systems Design, Berne: Haupf, 1983.