Том 1, номер 1, 2016, с. 44–49
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 189 КБ)
Аннотация:
Рассмотрен когнитивный подход в социальной работе, который возможно использовать при решении проблем клиентов. Подчеркивается ценность когнитивного подхода тем обстоятельством, что он предоставляет упрощенный, технологический подход к знаниям. Рассмотрены и обоснованы возможности процедурного и декларативного знания когнитивного подхода в анализе социальных ситуаций в профессиональной деятельности специалистов социальной работы. Приводятся примеры применения декларативного и процедурного знаний в предполагаемой практической деятельности специалиста, владение которыми поможет строить эффективное взаимодействие с клиентом/объектом социальной работы.
Ключевые слова:
когнитивный подход, решение проблем клиентов/объектов социальной работы, процедурные и декларативные знания в социальной работе
Автор:
Балтуева Светлана Владимировна, доцент кафедры социологии и социальной работы ИРНИТУ, кандидат педагогических наук, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Библиографический список:
- Гаврилова Т.А., Черванская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс,1989.
- Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: 1996.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1976.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Изд-во Логос, 1998. 290 с.
- Ackoff R.L. A Theory of Practice in the Social Systems Sciences. IIASA. Laxenberg, 6-7 nov., 1986.
- Checland P.B. Models Validation in Soft Systems Practice | // Systems Research. 1995. Vol.12. № 1. P.47–54.
- Johnson-Laird, P.N. Mental models in cognitive science. – “Cognitive Science”, 1980, 4, 72-115.
- Ulrich W. Critical Heuristics of Social Systems Design, Berne: Haupf, 1983.