Том 6, номер 4, 2021, с. 403–416
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 361 КБ, просмотров: 281)
Аннотация:
Будущее нашей страны зависит от молодого поколения, от его потенциала и здоровья. Проблема состояния здоровья подростков приобретает особую остроту в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается высокими показателями детской заболеваемости, ухудшением экологической обстановки, социальными потрясениями. Около 60% учащихся в старших классах с функциональными нарушениями, 45% психологически и физически не готовы к обучению, усвоению учебной программы. Низкий уровень здоровья подростков служит причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Лишь 58,6 — 14,2% школьников можно отнести к первой группе здоровья (практически здоровые), 37,1 — 49,0% — ко второй (группа риска), 40,4 — 48,0% — к третьей (с функциональными нарушениями), 0,3 22% — к четвертой (с хронической патологией). По данным осмотра у 95,1% школьников диагностируются несколько отклонений со стороны различных органов и систем. На одного ребенка в 5 классе в среднем приходится 3,8±1,52 диагноза, в 10 классе — 4,1 ±1,9, что достоверно выше, чем в 1-2 классах (3,2). За период учебы в школе число здоровых детей сокращается в 4 — 5 раз, лишь 6-8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 42% — хронические заболевания. Катастрофические показатели здоровья молодого поколения самым неблагоприятным образом сказываются на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Резервы жизнедеятельности, жизнеспособности человека формируются в результате воспитания, это означает, что здоровье — категория педагогическая. Для подростка от 11 до 17 лет пребывание в учреждениях образования занимает большую часть времени его бодрствования. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Актуальность нашей работы в том, что необходимо в процессе обучения научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить у подростков мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни. Отсюда возникает проблема, которая заключается в наличии постоянной угрозы здоровью и реальной жизни подростка, несвоевременного изучения необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с факторами, разрушающими здоровье подростка. Основная цель нашей работы – разработать методику формирования знаний о факторах, разрушающих физическое здоровье подростков в процессе обучения основам здорового образа жизни на уроках безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова:
методика, подростки, зож, здоровье, школа, методика
Авторы:
Гринин Алексей Валерьевич, аспирант, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Галагузова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Для цитирования:
Гринин А.В., Галагузова Ю.Н., Андреева Е.Е. Методические основы обучения подростков здоровому образу жизни // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 4. С. 403 — 416.
Cписок источников
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 537с.
- Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко – Ростов-на Дону: Феникс, 200 – 168с.
- Братилова Т.И, Починюк О.П. В семье наркозависимый. Что делать?/ Т.И.Братилова – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Борисов Г.Б. В мире подростка/ Г.Б.Борисов – М.: Медицина, 1990.
- Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н.Вайнер – М.: Наука, 2005 – 217с.
- Глазунов, И.С. Укрепление здоровья детей школьного возраста. План действий по разработке региональных программ в России: доклад Гос. Научно-иссл центр МЗ РФ/ -М, 2003.
- Закон РФ об образовании /глава 5/51с.
- Здоровый образ жизни и его составляющие.: учебное пособие/ под ред. Е.Н.Назаровой. – М.: Академия, 2007. – 28с.
- Каневец С., Крылов А. Как научить не бояться опасности. Формы, методы, приемы/ С.Крылов / Безопасность жизнедеятельности.- 2008.- №4, 58с.
- Кон И. Что мы знаем о них (Родители и дети. Непознанное)/ И.Кон/ Безопасность жизнедеятельности.- 2008.- №6, 2с.
- Куинж, Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников/ Н.Н.Куинджи – М.: Аспект пресс, 2001.
- Максиняева М. Как повысить мотивацию к обучению/ М.Максиняева/ Безопасность жизнедеятельности.- 2008.- №6, 42с.
- Организация здоровьесберегающего процесса в ОУ: методическое пособие/ — Н.Тагил, 2007 – 41с.
- Полякова Л. Все в твоих руках/ Л.Полякова/ Безопасность жизнедеятельности.- 2009.- №2 25с.
- Сорокина Л. Безопасное поведение как педагогическая проблема / Л.Сорокина/ Безопасность жизнедеятельности.- 2008.- №4, 32с.
- Стэтмен П. Безопасность вашего ребенка/ П.Стетмэн – С-Петербург.: Дельта, 2000.
- Стребиж В.В. Вредные привычки несовершеннолетних/ В.В.Стребиж – Екатеринбург, 1998