Функционально-смысловая типология научных текстов

Том 2, номер 3, 2017, с. 7–11

[ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 247 КБ, просмотров: 814)

Аннотация:

Статья посвящена проблеме классификации функционально-смысловых типов научной речи. Рассматриваются понятия «научный стиль», «функционально-смысловая типология». Представлены различные точки зрения ученых на данную проблему. Указывается на необходимость обладать знаниями и умениями, составлять, анализировать научно-технические тексты с точки зрения их принадлежности к определенному типу. Раскрываются особенности научного стиля. Подчеркивается, что несмотря на большое количество исследований в данной области, вопрос относительно разработки функционально-смысловой модели, которая отражала бы все нюансы научной мысли, остается не решенным. Предлагается для более адекватной классификации функционально-смысловых типов включать также коммуникативно-когнитивный анализ научных текстов.

Ключевые слова:

научный текст, функционально-смысловая типология, коммуникативно-когнитивный анализ, научное мышление, речемыслительное единство

Авторы:

Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 для технических специальностей факультета прикладной лингвистики, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Прибылева Елена Андреевна, студентка Института архитектуры и строительства, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Горская Н.Е., Прибылева Е.А. Функционально-смысловая типология научных текстов // Социальная компетентность. 2017. Т. 2. № 3. С. 7–11.

Библиографический список:

  1. Шварц Е.Ф. Семантическая организация текста: креативный и перцептивный подходы // Текст в языке и речевой деятельности. М., 1987. С. 236–247.
  2. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Некоторые особенности словообразования английской терминологической лексики // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2015. № 9 (104). С. 247–251.
  3. Кыркунова Л.Г. Официально-деловые тексты в аспекте функционально-смысловых типов передачи: автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.01. Пермь, 2007. 19 с.
  4. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. 261 с.
  5. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. В кн.: Проблемы общего и германского языкознания. М., 1978, С. 26–37.
  6. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 175 с.
  7. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 149 с.
  8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. 261 с.
  9. Т. А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ. / сост. В.В. Петрова под ред. В.И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. С. 294–300.
  10. Ермолаев В.А., Шахнарович А.М. Понимание текстов детьми // Материалы V Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. М.: Наука, 1975. С.156.
  11. Шахнарович А.М., Габ М.А. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуникации. М., 1991. С. 68–81.