Конструкции-бленды, вербализующие семантику эмоций

Том 3, номер 2, 2018, с. 7–13

[ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 177 КБ, просмотров: 689)

Аннотация:

Данная статья посвящена исследованию непрототипических конструкций-блендов, категоризующих семантику двух базовых эмоций человека, а именно: радости и удивления, совмещающих в себе элементы конструкций, характерных для вербализации других ситуаций отражения реального мира. Речь идет о совокупной категоризации ситуации всеми членами предложения, которые вносят одинаковый вклад в формирование значения предложения, что позволяет говорить о холистическом подходе к его изучению. Конструкции-бленды появляются в языке вследствие смешения ментальных пространств. Они категоризуют элементы различных прототипических ситуаций, которые могут быть представлены на поверхностном уровне частично. В описанных в статье конструкциях происходит смешение двух – трех ментальных пространств, которые характерны для ситуаций восприятия, понимания и говорения. Авторы не ставят своей целью классифицировать конструкции-бленды, так как отследить какую-то логику или закономерность в их образовании практически невозможно из-за их появления здесь и сейчас в момент речи. Такая конструкция может быть единственной в своем роде и более ни разу не воспроизводиться в последующем. Появление таких конструкций обусловлено тем, что ситуациям в окружающей нас действительности нет числа, а число грамматических конструкций строго лимитировано. В результате этого говорящий интуитивно заимствует формы и лексемы из разных конструкций для категоризации эмерджентной ситуации.

Ключевые слова:

эмерджентность, конструкция-бленд, прототипическая ситуация, непрототипическая конструкция, эмоция

Авторы:

Горбунова Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Семкова Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Мирный, Республика Саха (Якутия)

Для цитирования:

Горбунова Т.В., Семкова А.В. Конструкции-бленды, вербализующие семантику эмоций // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 2. С. 7–13.

Библиографический список:

  1. Bernays A. Professor Romeo. New York: Penguin Books, 1997. 277 p.
  2. British National Corpus [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/bnc/ (06.02.2018).
  3. Boucher J.D. Culture and emotion // Perspectives on Cross cultural psychology. New York – San Francisco – London, 1979.
  4. Fauconnier G., Turner M. Blending as a central process of grammar // Conceptual Structure, Discourse, and Language / Ed. by Adele Goldberg. Stanford: CSLI Publications, 1996. P. 113–129.
  5. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Inte-Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science, 1998. Vol. 22. No. 2. P. 133–187.
  6. Fauconnier G. Compression and emergent structure // Language and Linguistics, 2005. Vol. 6. No. 4. P. 523–538.
  7. Fauconnier G., Turner M. Compression and global insight // Cognitive linguistics, 2000. Vol. 11. P. 283–304.
  8. Fauconnier G. Mental spaces. Cambridge: University Press, 1985. 210 p.
  9. Kimberling N. Happy Snack. Samhain Publishing, 2009. 309 p.
  10. Kant I. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. Stuttgart: Reclam, 1983. 450 p.
  11. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. Oxford University Press, 2010. Electronic optical disc (CD-ROM).
  12. Turner M. Compression and Representation // Language and Literature, 2006. Vol. 15 (1). P. 17–27.