Компаративная педагогика и качество образования: состояние и его оценки

Том 5, номер 2, 2020, с. 219–231

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 293 КБ, просмотров: 471)

Аннотация:

Компаративная педагогика с середины ХХ века и по настоящее время активно участвует в обучении учащихся в разных странах, в том числе и в России, с все более увеличивающемся количеством мигрантов. При этом выбирается та или иная модель образования, воспитания и обучения. Новая педагогика, исходя из компаративных исследований, обеспечивает объемное взаимодействие образования и культуры, качества образовательных услуг и прогноз его развития. Значимым ресурсом в выполнении этих целей является улучшение подготовки учителя, готового к различным практическим проблемам, обладающего навыками дистантного образования, знающего требования к его качеству и различным философским обоснованиям. В статье дается краткий анализ восьми вариантов демократического образования – элитарного, либерального, неолиберального, совещательного, мультикультуралистского, партисипативного, критического и агонистического. Разные варианты демократического образования отвечают различным (а) онтологическим и эпистемологическим предпосылкам, (б) нормативным подходам к демократии и (в) концепциям взаимосвязи между образованием и политикой. Однако все новации в педагогике стоит сочетать с достижениями прошлых ученых, начиная с Сократа, включая Песталоцци, Ушинского, Монтессори и других. COVID-19 актуализировал дистантное образование в мире, использование онлайн-курсов и всевозможных образовательных технологий. Все новации, которые фиксируются в программах PISA, TIMSS, PIRLS, в конечном итоге, направлены на повышение качества образования. В статье даются примеры неоднозначного понимания обучения и его форм в разных регионах мира: США, Европе, Азии.

Ключевые слова:

компаративная педагогика, образование и культура, варианты демократического образования, дистантное образование, качество образования

Автор:

Колесников Анатолий Сергеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, г. Санкт-Петербург, Россия

Благодарность:

Работа выполнена при поддержке фонда РНФ № 17-18-01440 «Антропологическое измерение истории философии».

Для цитирования:

Колесников А.С. Компаративная педагогика и качество образования: состояние и его оценки // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 219–231.

Библиографический список:

  1. Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers. OECD. Paris. 2005.
  2. Belcastro A.T. Rebalancing quality education in a democratic society // Creative Education. 2015. Vol. 6. Iss. 4. P. 428–439.
  3. Edda S., Davies I., Pashby K., Shultz L. Global citizenship education: a critical introduction to key concepts and debates. London: Bloomsbury Academic, 2018. 248 p.
  4. Bindewald B.J., Tannebaum R.P., Womac P. The common core and democratic education: Examining potential costs and benefits to public and private autonomy // Democracy & Education. 2016. Vol. 24. Iss. 2. P. 1–10.
  5. Bradshaw R. Democratic teaching: an incomplete job description // Democracy & Education. 2014. Vol. 242. Iss. 2. P. 1–5.
  6. Hawley T.S., Hostetler A.L., Mooney E. Reconstruction of the fables the myth of education for democracy, social reconstruction and education for democratic citizenship // Critical Education. 2016. Vol. 7. No. 4.
  7. Bai T. Against democratic education // Journal of Curriculum Studies. 2011. Vol. 43. Iss. 5. P. 615–622.
  8. Lefrançois D., Ethier M. Translating the ideal of deliberative democracy into democratic education: pure utopia? // Educational Philosophy and Theory. 2010. Vol. 42. P. 271–292.
  9. Kahne J., Hodgin E., Eidman-Aadahl E. (2016). Redesigning civic education for the digital age: Participatory politics and the pursuit of democratic engagement. Theory & Research in Social Education, 2016. Vol. 44. Iss. 1, P. 1–35.
  10. Kumi-Yeboah A., Smith P. Critical multicultural citizenship education among Black immigrant youth: Factors and challengesInternational // Journal of Multicultural Education. 2016. Vol. 18. Iss. 1. P. 158–182.
  11. Lo J.C. Empowering young people through conflict and conciliation: Attending to the political and agonism in democratic education // Democracy & Education. 2017. Vol. 25. Iss. 1. P. 2.
  12. Lacla, E., Mouffe C. Hegemony and socialist strategy: Towards a radical democratic politics (2nd ed.). London. England: Verso. 2001.
  13. Tryggvason Á. The political as presence: On agonism in citizenship education // Philosophical Inquiry in Education. 2017. Vol. 24. P. 252–265.
  14. Su-I Hou and Shannon Wilder. Changing Pedagogy: Faculty Adoption of Service-Learning: Motivations, Barriers, and Strategies Among Service-Learning Faculty at a Public Research Institution. SAGE Open January – March. 2015. P. 1–7.
  15. The Learning Generation. Investing in education for a changing world. A Report by The International Comission on Financing Global Education Opportunity educationcommission.org, 2016.
  16. Westwood Robert and Low David R. The Multicultural Muse: Culture, Creativity and Innovation // International Journal of Cross Cultural Management. 2003. Vol. 3. Iss. 2. P. 235–259.