Том 5, номер 4, 2020, с. 483–493
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 594 КБ, просмотров: 414)
Аннотация:
Статья посвящена описанию и анализу первого опыта организации массового дистанционного обучения, полученного российскими и зарубежными учебными заведениями в условиях пандемии COVID-19. Результаты настоящего исследования показывают, что педагогическое сопровождение обучающихся в дистанционном формате имеет свои особенности, необходимые условия эффективности, основные недостатки и широкие возможности, в ходе которых педагоги в большей степени выполняют не роль ментора, а скорее наставника и тьютора. Перечислены важнейшие проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и большинство студентов, особенно такая уязвимая категория как иностранные обучающиеся, столкнувшиеся с невозможностью вернуться домой, а также проблемами доступа к медицинской помощи, миграционно-визовыми проблемами и др. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, анализ вторичных данных, а также материалы первой волны массового онлайн-опроса преподавателей вузов в апреле 2020 года о развитии онлайн-среды в условиях коронавирусной инфекции, инициируемого Министерством науки и образования Российской Федерации (N=33987), позволили авторам сделать выводы о том, что дистанционное образование представляет собой не просто техническую проблему, а именно педагогический вызов, необходимы не только специальная техника, программное обеспечение, устойчивый интернет-доступ, но и качественная тьюторная поддержка учебного процесса, поскольку общение педагога и студента протекает в иных, непривычных и нестандартных условиях, с другими правилами, этикетом, планами и формами работ, онлайн-инструментами. Зарубежный опыт педагогического сопровождения обучающихся также показывает, что реальные проблемы, связанные с переходом на массовое дистанционное обучение, в большей степени лежат именно в психолого-педагогической плоскости.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, педагогическое сопровождение, COVID-19, пандемия, образовательный процесс, киберпедагогика, система образования
Авторы:
Илтакова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, юридический факультет, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия
Пустоварова Анна Олеговна, старший преподаватель кафедры философии и социологии, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск, Россия
Копалкина Евгения Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Для цитирования:
Илтакова Н.В., Пустоварова А.О., Копалкина Е.Г. Опыт педагогического сопровождения обучающихся в условиях дистанционного обучения в период пандемии коронавируса // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 483–493.
Библиографический список:
- Асанов С.А., Акименко Г.В. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19: взгляд студентов и преподавателей технического университета на новый режим обучения // Дневник науки. 2020. № 7 (43). С. 18.
- Беспалько В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьютером обучения (E-learning). М.: T8RUGRAM. Народное образование, 2018. 240 с.
- Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях COVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т. 7. № 2. С. 62–75.
- Воровщиков С.Г. Дистанционный «декамерон», или некоторые новеллы профессора из самоизоляции // Вестник Института образования человека. 2020. № 1. С. 5.
- Демцура С.С., Ягупов В.Р. Особенности организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий // Наукосфера. 2020. № 7. С. 37–41.
- Денисова Т.Л. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 173–177.
- Добродеев И.Б. Педагогическое сопровождение процесса дистанционного обучения студентов вуза. Изд-во Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 2006. 23 с.
- Ирхина И.В., Беседина О.А. Организация системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в университете Лондона // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 316.
- Кириллова Т.В., Коршунова А.А. Проблемы организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения в условиях пандемии // Вопросы педагогики. 2020. № 4–2. С. 180–182.
- Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. № 2 (8). С. 97–100.
- Копалкина Е.Г., Илтакова Н.В. О мерах по содействию занятости на региональном рынке труда в условиях чрезвычайной ситуации на примере распространения COVID-19 // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2020. № 2 (40). С. 27–32.
- Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В. и др. Дистанционного сопровождение студентов при реализации компетентностноориентированных образовательных программ // Вестник Псковского государственного университета. 2013. № 2. С. 153–167.
- Мрочко Л.В., Рощина Т.М., Рощин Н.С. «Плюсы» и «минусы» обучения на «удаленке» в условиях пандемии (что показал опрос студентов-первокурсников московских вузов) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (26). С. 142– 146.
- Охлупина О.В. Вузы перед лицом пандемии: актуальные аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 24–28.
- Плетнева Ю.Э., Очирова Г.Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2020. № 3. С. 147–155.
- Рязанова Е.А. Особенности онлайн-обучения в период пандемии вирусного заболевания // Вестник Тверского государственного университета. 2020. № 2 (62). С. 164–168.
- Струк Е.Н. Феномен социальной компетентности в условиях режима самоизоляции в период пандемии COVID-19 // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 271–280.
- Тихонова О.В., Чихачева О.А., Гречушкина Н.В. Особенности организации педагогической поддержки студентов при прохождении онлайн курса в рамках внеаудиторной самостоятельной работы // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 57–71.
- Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 6.
- Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 18–23.
- Ali W. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in light of COVID-19 Pandemic // Higher Education. 2020. Vol. 10. No. 3.
- Assunção Flores M., Gago M. Teacher education in times of COVID-19 pandemic in Portugal: national, institutional and pedagogical responses // Journal of Education for Teaching. 2020. No. 1. P. 1–10.
- Basilaia G., Kvavadze D. Тransition to Online Education in Schools during a SARS-CoV-2 Coronavirus (COVID-19) Pandemic in Georgia // Pedagogical Research. 2020. Vol. 5. No. 4. em0060. https://doi.org/10.29333/pr/7937.
- Cornock M. Scaling up online learning during the coronavirus (Covid-19) pandemic. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://mattcornock.co.uk/technology-enhancedlearning/scaling-up-online-learning-during-thecoronavirus-covid-19-pandemic/ (дата обращения: 30.06.2020).
- Crawford J, Butler-Henderson K, Rudolph J, Malkawi, B, Glowatz, M, Burton R, Magni P and Lam, S 2020, «COVID-19: 20 countries’ higher education intra-period digital pedagogy responses». Journal of Applied Learning & Teaching. Vol. 3. No. 1. P. 1–20. DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7.
- Hartshorne R. et al. Special Issue Editorial: Preservice and Inservice Professional Development During the COVID-19 Pandemic // Journal of Technology and Teacher Education. 2020. Vol. 28. No. 2. P. 137–147.
- Liguori E., Winkler C. From Offline to Online: Challenges and Opportunities for Entrepreneurship Education Following the COVID-19 Pandemic. 2020.
- Michael P.A. Murphy (2020) COVID-19 and emergency eLearning: Consequences of the securitization of higher education for postpandemic pedagogy, Contemporary Security Policy, 41:3. P. 492–505.
- Reimers F. et al. Supporting the continuation of teaching and learning during the COVID-19 Pandemic. 2020. No.1 (38). P. 1–38.
- Tan H.R. et al. How Chemists Achieve Active Learning Online During the COVID-19 Pandemic: Using the Community of Inquiry (CoI) Framework to Support Remote Teaching // Journal of Chemical Education. 2020.