Том 6, номер 1, 2021, с. 60–66
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 587 КБ, просмотров: 347)
Аннотация:
В условиях проектного менеджмента во всех отраслях экономики от специалистов требуется не только высокий уровень владения современными технологиями, но и навыки работы в команде, способность быстро адаптироваться к новым условиям, проявляя при этом самостоятельность, креативность, то есть быть мобильным исполнителем команды. Для развития данной компетенции, особенно студентов неязыковых направлений и профилей, наиболее эффективными, как известно, признаются активные методы обучения. Цель исследования: обосновать их значимость и результативность при обучении иностранному языку студентов технических направлений вуза как средства развития командной компетенции. Методика исследования активных методов формирования командной компетенции строилась на материалах изучения и анализа источников по этой проблеме, определении и использовании методов (эксперимент, определение и апробация активных методов и технологий, разработка диагностического инструментария, наблюдение, опрос, изучение и анализ продуктов деятельности и др.). Новизна исследования видится авторами в использовании активных методов, как средств формирования компетенции работы в команде студентов (в том числе билингвов) технических профилей с помощью иностранного языка, а также механизмов оценивания сформированности данной компетенции. Использование наиболее эффективных методов обучения показало достаточный уровень сформированности командной компетенции студентов; уточнены диагностические методики оценки сформированности готовности студентов к работе в команде. Достоверность результатов подтверждается выводами экспертов из числа преподавателей других кафедр (10 чел.); использованием методов математической обработки статистических данных (количественный, качественный и параметрический анализ, регистрация полученных данных, шкалирование, средние значения, tкритерий Стьюдента, F-критерий Фишера и др.).
Ключевые слова:
работа в команде, компетенция, специфика обучения по неязыковым профилям, студентыбилингвы, активные методы обучения, иностранный язык
Авторы:
Малышева Анна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технических дисциплин, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения, г. Якутск, Россия
Николаева Алла Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт, г. Якутск, Россия
Для цитирования:
Малышева А.Д., Николаева А.Д. Формирование компетенции работ в команде средствами активных методов обучения // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. C. 60–66.
Библиографический список:
- Горылев А.И. Проектирование учебных и образовательных программ на основе методологии Тюнинг. Нижний Новгород, 2015. 127 p.
- Копылова Н.А. Использование технологий диалогового обучения на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2017. № 37. С. 77–82.
- Малышева А.Д. Активные методы обучения как средство формирования готовности работать в команде студентов-билингвов // Научные исследования в области педагогики и психологии: материалы II Международной научно-практической конференции (Саратов, 25 апреля 2017 г.). Саратов: Изд-ство: Федеральный центр науки и образования Эвеню. Выпуск 2. С. 25–30.
- Николаева А.Д., Малышева А.Д. Формирование командной компетенции студентов на занятиях по иностранному языку // Дискуссия. 2017. № 5(79). С. 102–109.
- Панюкова А.А, Дударева В.И. Разработка методов уроков для расширения навыков командной работы школьников. Проект из реальной жизни // Современные информационные технологии и IT-образование. Москва. 2016. С. 211–218.
- Пшенникова В.В. Роль опыта командной работы в становлении суб «эктности будущего специалиста // Культурные тренды современной России: от национальных источников к культурным инновациям: сборник докладов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. (Белгород, 14 апреля 2017 г.). Изд-ство: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017. С. 84–86.
- Рюмина В.А., Маркелова Н.Ю. Тестирование на иностранном языке в рамках компетентного подхода // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сборник научных трудов. 2017. С. 201–205.
- Семенов В.А., Тихонов-Бугров Д.Е. Развитие компетенции «Умение работать в команде» в рамках курса «Инженерная и компьютерная графика» // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 66–68.
- Хусаинова Р.Р., Губайдуллина Г.Т. Работа в команде как основной фактор адаптации студентов в вузе // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2017. Т. XVI. С. 348–351.
- Belbin Team Role Report for Jo Pink Colourful Company PLC Rainbow HR http://www.belbin.com/media/1206/jopink-self-perception-plus-observers-report. Izdatel’stvo: BELBIN, 2012.
- Cohen E.J. Making Cooperative Learning Equitable // Educational leadership.1998. Vol. 56. No. 1. P. 18–21.
- Collins N., Chou Y.-M., Warner M., Rowley C. Human factors in east asian virtual teamwork: a comparative study of Indonesia, Taiwan and Vietnam // International Journal of Human Resource Management. 2017. Vol. 28. No. 10. P. 1475–1498.
- Estey A. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008. P. 28–32.
- Katz N.H., Lowe A., Mischenko P. Organizational impact analysis of the training program «Birth order type habits model: leadership and teamwork» // Obrazovanie lichnosti. 2017. No.1. P. 41–46.
- Konopka, C.L., Adaime M. B., &Mosele P.H. Active Teaching and Learning Methodologies: Some Considerations. Creative Education. No. 6. 2015. P. 1536–1545. [Электронный ресурс]. URL.: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2015.614154 (01.03.2021).
- Makkin D. Sovety i taktika dlya effektivnykh komand na rabochem meste. Amacom, New York, 2007. P. 45–53.
- Malysheva A. Teaching teamwork skills of IT students // Sciences of Europe. Karlín, Praha, 2017. Vol. 4, No. 11 (11). P. 27.
- Marques M., Ochoa S.F. Improving teamwork in students software projects // 2014 IEEE 27th Conference on Software Engineering Education and Training, CSEE and T 2014 — Proceedings 2014. С. 99–108.
- Nikolaeva A.D., Barakhsanova E.A., Golikov A.I.i dr. Linguistic Determination of the Personality // Indian Journal of Science and Technology. Vol. 9(11). DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89412, March 2016.
- Salas E., Thayer A.L., Shuffler M.L., Bedwell W.L., Lazzara E.H. Understanding and improving teamwork in organizations: a scientifically based practical guide // Human Resource Management. 2015. Vol. 54. No. 4. P. 599–622.
- Turner M.E. Groups at work: theory and research. Routledge, New York, 2012. P. 36–38.