Фокус-групповая дискуссия как метод формирования коммуникативных компетенций студентов

Том 6, номер 2, 2021, с. 190–200

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 581 КБ, просмотров: 376)

Аннотация:

В статье исследуются аспекты использования метода фокус-групповой дискуссии с целью формирования коммуникативных компетенций студентов гуманитарных направлений подготовки. Рассматривается особенность его реализации в формате традиционного и виртуального способов проведения. Выделяются позитивные и негативные моменты выполнения образовательных фокус-групп в онлайн и оффлайн форматах. Акцентируется внимание на важности использования интерактивных методов обучения, поиска новых форм доведения образовательной информации до студенческой молодежи. Проанализированы диалоговая форма взаимодействия в широком и узком смысле, а также теоретические подходы к анализу категорий компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность. Подчеркивается неоднозначность в интерпретации данных понятий. Определяется роль компетенций как фактора, способствующего формированию общекультурных и специальных знаний студенческой молодежи, формированию компетентности выпускников вузов по избранной специальности. Приводятся результаты включенного наблюдения за ходом организации и проведения фокус-групповых дискуссий как в традиционной форме, так в онлайн-формате. Определяются возможности активизации вербальной активности студентов. Сделан сравнительный анализ возможностей использования и проведения фокус-групповой дискуссии в виртуальной и традиционной формах. Определены ограничения метода для его применения в рамках учебного процесса. Приведены высказывания по результатам проведенных фокус-групп, демонстрирующие различия в характере коммуникации внутри студенческого сообщества при обсуждении социальных проблем.

Ключевые слова:

фокус-групповая дискуссия, компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, диалог, Интернет-коммуникация

Автор:

Большов Виктор Борисович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Для цитирования:

Большов В.Б. Фокус-групповая дискуссия как метод формирования коммуникативных компетенций студентов // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 190–200.

Библиографический список:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  2. Баш Л.М. Современный словарь иностранных слов. Толкование, употребление, словообразование, этимология. М.: Феникс, 2009. 959 с.
  3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: НиколлоМедиа, 2001. 272 c.
  4. Варганова Г.В. Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования // Библиосфера. 2010. № 2. С. 8–12.
  5. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. № 4.
  6. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
  8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16–31.
  9. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Изд-ство «Аспект Пресс», 2020. 400 с.
  10. Колокольцева Т.Н. Диалог и диалогичность в Интернет-коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 128–133.
  11. Крюгер Р.А., Кейси М.Э. Фокус-группы: практическое руководство. M.: Вильямс, 2003. 251 с.
  12. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1. С. 46–55.
  13. Полухина Е.В. Эволюция метода фокус-групп: к вопросу о новых стандартах // Социологические методы в современной исследовательской практике: cборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. М.: НИУ ВШЭ, 2011. С. 146–150.
  14. Полухина Е.В. Этнографическая фокус-группа как метод исследования внегородских поселений региона // Социокультурные факторы инновационного развития региона: Всероссийская научная конференция 27–28 октября 2011 года. Сборник статей. Екатеринбург: УрАГС., 2011. С. 184–188.
  15. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб.: Питер, 2004. 316 c.
  16. Сухих С.А. Коммуникативная компетентность личности в общении. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. 248 с.