Личностные основания профилактики неконструктивного рискового поведения подростков

Том 8 (2023), № 4, с. 35–41

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 510 КБ, просмотров: 38)

Аннотация:

Целью представленного исследования является описание применения основ личностного методологического подхода в профилактике неконструктивного рискового поведения подростков. Интерес исследователей и практиков педагогики в вопросах изучения природы появления рискового поведения подростков связан с решением задач поиска эффективных технологий его профилактики. К особенностям неконструктивного рискового поведения подростков можно отнести то, что оно начинается как экспериментирование на фоне проявленной готовности к риску. Однако рисковое поведение может закрепиться в связи с формированием психологического комплекса в структуре личности подростка. Активный научный поиск в этой области связан с тем, что такая форма поведенческих проявлений несет в себе неочевидный для подростка баланс положительных и отрицательных исходов в отношении его жизни и здоровья. Анализ источников позволил автору прийти  к выводу о том, что личностный подход в русле профилактики неконструктивного рискового поведения подростков предполагает отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия и реализуется через принципы педагогической целесообразности (определяет  комплекс средств достижения прогнозируемой цели, способствующих получению положительного результата с ориентацией на особенности личности самого подростка) и природосообразности (предполагает учет в работе природных особенностей подросткового возраста, способствующих возникновению поведенческих отклонений, и построение педагогически целесообразной профилактической траектории).

Ключевые слова:

рисковое поведение, подростки, личностный подход, принцип педагогической целесообразности, принцип природосообразности

Авторы:

Москвина Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий, Государственный университет просвещения, Москва, Российская Федерация, elena230877@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5965-6261

Для цитирования:

Москвина Е.В. Личностные основания профилактики неконструктивного рискового поведения подростков // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 4. С. 35–41.

Cписок источников

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. Москва: Эксмо, 2001. 736 с.
  2. Ворошилин С.И. Проблема классификации патологического рискового поведения антисоциального характера и факторов его распространения на примере «трейнсёрфинга» («зацепинга») // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15, № 1. С. 38–39.
  3. Рахимкулова А.С., Розанов В.А. Взаимосвязь суицидального и рискового поведений у подростков // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 5. С. 31–32.
  4. Рахимкулова А.С. Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ) // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15, № 3. С. 23–25.
  5. Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. С. 62–73.
  6. Амирханян Ю.А. Рискованное сексуальное поведение: диагностика и профилактика, дисс. … канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 1999. 205 с.
  7. Авдулова Т. П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43–52.
  8. Сперанская А.В. Диагностика буллинга в подростковой среде // Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде. Ялта, 2021. С. 143–157.
  9. Смирнов А.В. Рисковое поведение школьников: формы, этиология, последствия // Вестник Югорского государственного университета. 2022. № 2(65). С. 190–206.
  10. Москвина Е.В., Рябова М.А. Рисковое поведение подростков: содержание понятия // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94–1. С. 111–114.
  11. Москвина Е.В. Возможности среды современной школы в профилактике рискового поведения подростков // Развитие образования. 2023. Т. 6, № 3. С. 27–32.
  12. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. Москва, 527 с.
  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004. 512 с.
  2. Галагузова М.А. Диссертационное исследование по педагогике: вопросы и ответы. Екатеринбург, 2011. 255 с.
  3. Соловьева И.П. Личностный подход как методология и технология научно-методического сопровождения педагогических коллективов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 3, № 3. С. 61–71.
  4. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: К постановке проблемы / под ред. И.А. Зимней. В 2 кн. Москва, 2001. Ч. 1.  336 с.
  5. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. Москва, 2017. https://www. monographies.ru/en/book/section-?id=13615. (дата обращения: 30.01.2023).
  6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. 400 с.
  7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Москва: Педагогика, 1981. 416 с.
  8. Тенитилова К.С., Абаева С.М., Беляева В.Г. Принцип природосообразности в воспитании: история и современность // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8–3(110). С. 118–120.