Деконструкция ценностей в эпоху постмодернизма

Том 7 (2022), № 4, с. 316–326

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 313 КБ, просмотров: 6)

Аннотация:

Ценности являются базовыми доминантами сознания, через которые интерпретируются (воспринимаются, оцениваются) все остальные явления. В статье рассматриваются процессы трансформации ценностных ориентаций российского общества после социального кризиса 90-х годов, вхождения в цифровой, глобальный мир и приобщения к ценностям общества потребления. Характеристики современного цифрового поколения соотносятся с принципами и отличительными особенностями искусства постмодернизма — эпохи, в которой это поколение формируется. Вновь становится актуальной дилемма, поставленная О. Уайльдом: искусство подражает жизни или же напротив, жизнь искусству. Формирование ценностных ориентаций начинается в детстве, на примере сказок, мультфильмов, образы которых четко расставляют границы между добром и злом, хорошим и плохим, обращаясь к архетипам нашего сознания и проверенным сюжетам и ситуациям. Несмотря на традиционность и архаичность сказочный жанр не остается неизменным и также подвергается всем тенденциям современного мира: как переосмыслению, согласно принципам постмодерна, так и трансляции западных стереотипов поведения и мышления, которые активно распространяются благодаря информационным технологиям и сетевому строению современного мира. «Демократические» ценности западного мира не являются для нашей культуры органичными, как и внедряемые массовой культурой стереотипы поведения. Неокантианский метод «отнесения к ценности» должен работать на сформированной ценностной парадигме, обращенной к архетипам нашего культурного кода.

Ключевые слова:

цифровое поколение, деконструкция, аксиологическая шкала, «отнесение к ценности», сказочные архетипы

Авторы:

А. Б. Денисова
Национальный исследовательский университет «МЭИ»,
г. Москва, Российская Федерация

 

Для цитирования:

Денисова А. Б. Деконструкция ценностей в эпоху постмодернизма // Социальная
компетентность. 2022. Т. 7. № 4. C. 316–326.

Cписок источников

  1. Араптанова О. А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь») // Медиаобразование. 2012. № 3. С. 8-27.
  2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 231 c.
  4. Бродский И. А. Собрания сочинения в 4-х томах. СПб: Третья волна, 1992.
  5. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь. СПб: Кольна, 1998. 672 с.
  6. Воронцова Ю. А., Ермолаев В. В. Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников) // Психолог. 2016. № 1. С. 1-12.
  7. Денисова А. Б. Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование мотивационно-ценностной структуры личности // Мир образования — образование в мире. 2016. № 2 (62). С. 136-142.
  8. Зарубина Н. Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 250-257.
  9. Зуева В. М. Роль телевидения в формировании представлений младшего школьника о добре и зле // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 97-103.
  10. Карась Л. Д. Колебание и неопределенность: что такое метамодерн и чем он отличается от постмодерна // Теория и практика. [Электронный ресурс ]. URL.: https://theoryandpractice.ru/posts/19338kolebanie-ineopredelennost-chtotakoe-metamodernichem-onotlichaetsya-ot-postmoderna(10.11.2022).
  11. Карповская Е. Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама: традиции и инновации. 2011. № 6-2. С. 98-99.
  12. Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007. № 3. С. 24-25.
  13. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 3. С. 36-38.
  14. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
  15. Маньковская Н. Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192-230.
  16. Николаев А. B. Депрессивный Лунтик, капризная Маша, жестокие Том и Джерри: чем опасны мультики для психики детей. [Электронный ресурс]. URL.: https://tsargrad.tv/articles/depressivnyj-luntikkapriznajamasha-zhestokietom-idzherri-chemopasnymultiki-dljapsihiki-detej_219226 (10.11.2022).
  17. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2003.
  18. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: Радуга, 1991. С. 243.
  19. Ренарский Д. Он утонул // Журнал Citizen K. 2012. №1. С. 20.
  20. Сальникова В. И. Как сто лет назад Марсель Дюшан создал современное искусство. [Электронный ресурс]. URL.: https://tass.ru/kultura/4438862 (10.11.2022).
  21. Тарханов А. Опера приходит из мертвого театрального мира. Разве что музыка жива. [Электронный ресурс]. URL.: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/dmitry-chernyakov-2017 (10.11.2022).
  22. Тернер Л. «Метамодернизм: краткое введение» ». [Электронный ресурс]. URL.: https://metamodernizm.ru/briefintroduction/ (10.11.2022).
  23. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. 669 с.
  24. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. М.: Изд-во «АСТ», 2017. 250 с.
  25. Уайльд О. Стихотворения. Поэмы. Эссе. Лекции и эстетические миниатюры. Письма. M: ТЕРРА, 2003. 592 с.
  26. Челомбицкая М. П. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 1. С. 198-201.
  27. Шишова Т. A. Меня воспитал телевизор // Толк и польза. 2009. № 6.
  28. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. и др. Система ценностных ориентаций «поколения z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.
  29. Bauman Z. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007.
  30. Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Developm Siberian psychological journal.ent Sequence. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 344 p.