Экологическое просвещение как инструмент формирования устойчивых моделей экологического поведения

Том 7 (2022), № 4, с. 290–295

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 288 КБ, просмотров: 74)

Аннотация:

Статья посвящена вопросам экологического просвещения сотрудников в организации, как важнейшей ступени экологического образования, наступающей после завершения программ их подготовки в учреждениях профессионального образования. Стремительно увеличивающиеся экологические проблемы в отдельных регионах страны обуславливают необходимость разработки и внедрения механизмов экологического просвещения персонала с целью формирования устойчивых моделей соответствующего поведения, основными индикаторами которого является наличие у работников экопривычек, стремление к рациональному использованию природных ресурсов, забота об экологизации рабочих мест и рабочего пространства. Результаты исследования позволили заключить, что в силу недостаточной информированности респондентов о технологиях экологизации трудового процесса, система экологического просвещения развита слабо или отсутствует совсем. С учетом данного обстоятельства было предложено обратить внимание на проблему иррационального использования ресурсов в процессе трудовой деятельности. В качестве основных мероприятий, которые способствовали бы формированию устойчивой модели экологического поведения, называется определение направлений, требующих применения экоподходов к организации рабочего процесса; разработка мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры сотрудников организаций Забайкальского края, внедрение экологической инфраструктуры, а также совершенствование имеющихся практик ресурсосбережения.

Ключевые слова:

экологическое просвещение, экологическое поведение, экологическая культура,
экопривычка, рациональное использование природных ресурсов, ресурсосбережение

Авторы:

В. С. Антонова
Забайкальский государственный университет,
г. Чита, Российская Федерация

Для цитирования:

Антонова В. С. Экологическое просвещение как инструмент формирования устойчивых моделей экологического поведения // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 4. C. 290–295.

Cписок источников

  1. Аббасов П. Р., Васильев В. А. Формирование эколого-правовой культуры работников и работодателей // Проблемы и вопросы гражданского права. 2018. № 1. С. 49-53.
  2. Антонова В. С., Гурьянова Т. И. Экологизация рабочего пространства и трудового процесса в современных организациях: отечественный опыт и перспективы его применения в организациях и на предприятиях Забайкальского края // Теория и практика управления человеческими ресурсами: материалы X Международной научно-практической конференции. Чита: ЗабГУ, 2022. С. 18-24.
  3. Алексеева Н. Н., Аршинова М. А. Положение России в международных экологических рейтингах // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2018. № 26(1). С. 134-152.
  4. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н. Cоциально-философская модель развития сельского хозяйства А. В. Чаянова // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 78-81.
  5. Иванова Е. Г. Экологическое поведение горожан: социологический аспект // Научное сообщество студентов: сборник материалов VIII Международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во «Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. С. 119 — 122.
  6. Титаренко Л. Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 107-113.
  7. Чупров В. А. Как сделать офис зелёным. Рекомендации Гринпис России. М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2016. 234 с.
  8. Кудер О. А. Вызовы устойчивого развития // Инновации в науке. 2018. № 1. С. 56-62.
  9. Лукьянчиков Н. Н. Экономика и организация природопользования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 687 с.
  10. Митюкова О. П. Устойчивое развитие как экономическая категория // Экономическая теория. 2019. № 4. С. 99-111.
  11. Нестик Т. А. Психология глобальных рисков. М.: Институт психологии РАН, 2018. 402 с.
  12. Панов В. И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «Природа». M.: Инта-Ф, 2018. 234 с.
  13. Сауткина Е. В. Социально-психологический анализ экологической культуры и экологической политики в России в условиях ухудшающегося качества окружающей среды. М.: Международная лаборатория социокультурных исследований НИУ ВШЭ, 2019. 301 с.
  14. Шишкина Е. А. Экологические практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 79 — 84.
  15. Clayton S., Irkhin B. D., Nartova-Bochaver S. K. Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to Concern for People and Plants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. 16(1). Р. 85-107.
  16. Farrow K., Grolleau G., Ibanez L. Social Norms and Pro-environmental Behavior: A Review of the Evidence. Ecological Economics. 2017, 140, 1-13.
  17. Gardner G. T., Stern P. C. The short list: The most effective actions U.S. households can take to curb climate change. Environment: Science and Policy for Sustainable Development. 2008. 50(5), Р.12-25.
  18. Gatersleben B. Measuring Environmental Behavior. In: L. Steg, J. de Groot (Eds.) Environmental Psychology: An Introduction, Second Edition. Wiley Online Library. 2019, 158-166.