Организация дистанционного обучения в сельских школах в условиях эпидемиологических рисков

Том 7 (2022), № 2-3, с. 201–210

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 610 КБ, просмотров: 108)

Аннотация:

Уникальным в истории российского образования стал 2019/2020 учебный год: все об-разовательные организации в стране с марта по май включительно были оперативно переведены на онлайн-обучение в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и объявленной пандемией. В ходе анализа научно-методической литературы автором были выделены основные подходы к определению понятия «дистанционное обучение». Благодаря онлайн-опросам, проведенным в мае−июне 2021 года среди учителей сельских школ Вологодского района Вологодской области, были получены сведения об организации дистанционного обучения в условиях эпидемиологических рисков. Результаты опросов обобщены в представленной статье. При попытках введения интернет-образования были выявлены проблемы: технические (дефицит необходимой техники, качество Интернета и др.) и организационные (увеличение нагрузки на учителей, несвоевременное выполнение заданий школьниками и т. д.). В процессе обработки полученных данных подтвердилась гипотеза о неготовности сельских школ к переходу на онлайн-обучение. Кроме того проблема организации образовательного процесса в онлайн-формате продолжает быть актуальной в связи с сохраняющимся риском развития эпидемии.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, сельская школа, учитель, школьник, коронавирусная инфекция

Автор:

Е. П. Рошко
ФГБУН ВолНЦ «Российской академии наук», г. Вологда, Российская Федерация

Для цитирования:

Рошко Е. П. Организация дистанционного обучения в сельских школах в условиях эпидемиологических рисков // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 2–3. С. 201–210.

Cписок источников

  1. Bennett C. F., Monds K. E. Online courses the real challenge is «motivation». College Teaching Methods Styles Journal. 2008. Vol. 4. P. 1-6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/265816963_Online_Courses_The_Real_Challenge_Is_Motivation (15.11.2021). (In Russ.)
  2. Lee E., Pate J. A., Cozart D. Autonomy support for online students. Techtrends Tech Trends. 2015. Vol. 59. P. 54-61. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/282500043_Autonomy_Support_for_Online_Students (10.11.2021). (In Russ.)
  3. West R. E., Jay J., Armstrong M. Picturing them right in front of me: Guidelines for implementing video communication in online and blended learning. TechTrends. 2017. Vol. 61. P. 461 — 469. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/318186159_Picturing_Them_Right_in_Front_of_Me_Guidelines_for_Implementing_Video_Communication_in_Online_and_Blended_Learning (15.11.2021). (In Russ.)
  4. YongZhuang Li, Zheho Choi, Taeyung K. Distinguishing factors between finaliters and dropouts online // British Journal of Educational Technology. 2013. Vol. 44 (2). P. 328 — 337. URL: https://www.researchgate.net/publication/260368162_Discriminating_factors_between_completers_of_and_dropouts_from_online_learning_courses (10.11.2022). (In Russ.)
  5. Богданова Д. А., Федосеев А. А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование. 2003. № 2. С. 49–55.
  6. Бужинская Н. В., Васеева Е. С., Шубина Н. В. Организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 44–49.
  7. Виноградов Г. С. Детские тайные языки // Сибирская живая старина. 1926. № 2. С. 78–91
  8. Вяльшина А. А. Сельские малоимущие семьи и их возможности для развития детей // Проблемы развития территории. 2020. № 4 (108). С. 124–138.
  9. Господарик Ю. П. Дистанционное обучение и средняя школа // Дистанционное образование. 2000. № 5. С. 10–11.
  10. Домрачев В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  11. Дубовицкая С. В., Беккер И. Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития лично-сти // Известия Пензенского Государственного Пе-дагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631–638.
  12. Котькова Г. Е. Воспитание сельских школьников: подходы к решению проблем // Образование и общество. 2021. № 1 (126). С. 10–17.
  13. Леонидова Г. В., Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Бабич Л. В. Проблемы и перспективы дистан-ционного обучения в оценках учителей и родите-лей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202–219.
  14. Прибыткова Н. В., Страхова К. И. Взаимодействие субъектов учебного процесса в онлайнобучении // Актуальные вопросы преподавания математи-ки, информатики и информационных технологий. 2018. № 3. С. 84–89.
  15. Рыбичева О. Ю. Проблемы онлайн-взаимодействия в современном интернет-образовании (на примере интернет-школы НОЦ ВолНЦ РАН) // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 5. С. 1–13.
  16. Сухарева Л. М., Кулакова А. Б. Дистанционное об-разование: теоретико-методологический аспект // Социальное пространство. 2016. No. 1 (3). С. 1–7.
  17. Унсович А. Н. Онлайн-занятие: проблемы организации, подготовки и проведения в образователь-ном процессе дистанционной формы получения образования // Вестник Барановического государственного университета. 2015. № 3. С. 19–25.
  18. Филипповская Т. В. Безразмерное расширение дистанционного обучения: кому выгодна спешка? // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 4. С. 1–11.
  19. Цирульников А. М. Модернизация образования: социокультурная альтернатива // Народное образование. 2012. № 8. С. 41– 46.
  20. Шобонов Н. А., Смагина М. В. Развитие этнокультурных традиций в системе воспитания сельских школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64. С. 255–258.