Наставничество: постановка вопроса в истории педагогики и на современном этапе

Том 6, номер 2, 2021, с. 201–207

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 534 КБ, просмотров: 387)

Аннотация:

Статья посвящена изучению проблемы наставничества на разных этапах развития педагогической науки и образования. В качестве основных периодов рассмотрения вопроса выделены: дореволюционный (XVIII – XIX вв.), начало XX века, 70-80-е годы XX века. В ходе ретроспективного анализа историко-педагогической литературы обозначены направления становления наставничества: в русле православной культуры, в системе общего, профессионально-технического образования и производства. В основу общения между наставником и наставляемым в православии положена духовная составляющая. В образовании наставничество изучается с позиции формирования системы классного наставничества, а также различных его форм: «учитель – молодой учитель», «учитель – ученик», «директор школы – учитель», «ученик – ученик». С этой целью рассматриваются нормативные документы Министерства народного просвещения, труды Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.С. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Г. Вершловского. Наставничество в плане освоения профессии представлено от ремесленничества до профессионально-технического образования и обучения в условиях производства. Выявлено, что научная основа была заложена в 70-80-х гг. прошлого века. Системный взгляд содержится в трудах С.Я. Батышева. В настоящее время институт наставничества в России возрождается: принимаются документы на государственном уровне, разработана и внедряется методология обучающихся, системы среднего профессионального и дополнительного образования.

Ключевые слова:

наставничество, наставник, форма наставничества, мастер, учитель

Автор:

Гомбоева Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», п. Приаргунск, Россия

Для цитирования:

Гомбоева И.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 201–207.

Библиографический список:

  1. Батышев С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
  2. Блохина И.Р. Философ и его ученики (о роли наставничества Аристотеля в эллинском мире) // Европейские традиции в истории высшей школы в России: от доуниверситетской модели к университетам: сборник статей. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2018. С. 167–172.
  3. Быстрова Н.В, Цыплакова С.А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 18–24.
  4. Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 141 с.
  5. Гомер. Одиссея. М.: Эксмо, 2009. 563 с.
  6. Дзиговская Л.Н. Наставничество и образование на Тульском оружейном заводе в XVIII – первой половине XIX вв. // Тульский краеведческий альманах. № 11. 2014. С. 24–29.
  7. Ичетовкина Н.М. Идеи К.Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. 2015. № 5 (05). С. 12–14.
  8. Кузьмичев А.Д. Эйдос техно: к вопросу о создании русской системы обучения ремеслам // Русская система обучения ремеслам. М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации»; ООО «Высшая школа Инженерного Бизнеса», 2015. С. 83–102.
  9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. 398 с.
  10. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109–115.
  11. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Иваново, 2008. 427 с.
  12. Редькина Л.И. Становление института классного наставничества (1804–1870 г.) // Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Ялта: РИО ГПА, 2015. Вып. 47. Ч. 1. С. 217–225.
  13. Рогова А.В. «Жизненно ориентированная» педагогика А.С. Макаренко // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции. Екатеринбург, 2019. С. 115–121.
  14. Руденская Т.В. Русское старчество как духовный феномен православия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 1 (120). С. 15–20.
  15. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы // Избранные произведения в пяти томах. Киев: Радянська школа, 1980. 670 с.
  16. Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1857–1861. М.: Изд-ство Академии педагогических наук, 1948. 656 с.