Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодежи

Том 6, номер 1, 2021, с. 93–112

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 633 КБ, просмотров: 242)

Аннотация:

В статье исследуются аспекты самореализации студенческой молодежи. Рассматривается особенность влияния социально-образовательного пространства как наиболее важного фактора в процессе формирования как профессиональных навыков и компетенций студентов, так и возможностей системы высшего образования в процессе определения направленности их самореализации. Подчеркивается неоднозначность в интерпретации базовых понятий исследования «самореализация», «самоактуализация», «образовательное пространство, «образовательная среда». Рассматриваются теоретические подходы, сформированные в философских и социологических традициях, относительно данных понятий. Выделяются направления и факторы успешной самореализации студенческой молодежью. Приводятся результаты прикладного социологического исследования, проведенного в форме анкетирования. Выделены несколько подходов к пониманию сущности феномена самореализации. В частности, подчеркиваются конкретные компоненты его процесса, такие как развитие способностей, навыков, природных задатков, склонностей, возможностей личности. Акцентируется внимание на необходимости проявления индивидуальности человека, формирования индивидуального Я, раскрытие потенциала, внутренней сущности, что в конечном итоге приводит к формированию смысла жизни человека. В ходе исследования выявлены наиболее значимые ценностные приоритеты студенческой молодежи в процессе самореализации – творческая работа, высокий уровень финансовой обеспеченности, уверенность в себе, хорошая семья. Также определены наиболее предпочтительные формы самореализации – достижение высокого уровня социального статуса, обладание свободой в выборе форм и способов социальной жизни, духовный рост и личностное развитие, занятие творческой деятельностью, самосовершенствование, достижение заявленных амбиций.

Ключевые слова:

самореализация, самоактуализация, образовательное пространство, социализация студентов, профессиональная самореализация

Автор:

Большов Виктор Борисович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Для цитирования:

Большов В.Б. Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодежи // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. C. 93–112.

Библиографический список:

  1. Алексеев С.Г. Что такое образовательное пространство? // Образование Омской области. 2005. № 3. C. 86–92.
  2. Ащеулова К.А. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 17–23.
  3. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 324 с.
  4. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. Москва: Ростов-на-Дону, 2004. 576 с.
  5. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  6. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 162 с.
  7. Герасимов В.П. Феноменология и онтология самореализации // Омский научный вестник. 2013. № 1. С. 104–107.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2010. 447 c.
  9. Зобов Р.А. Самореализация и социальная компетентность человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Политология. Международные отношения. 2007. Вып. 3. С. 107–117.
  10. Зуева С.П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. 2013. № 2. C. 11–15.
  11. Копейкин Ю.К. Концепция «непрерывного профессионального образования» // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 6. C. 16–39.
  12. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Цицеро, 1995. 114 с.
  13. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 700 с.
  14. Мелик-Гайказян И.В. Критерии определения границ в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2009. № 10. C. 81–91.
  15. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
  16. Фромм Э. Психоанализ и этика: основы гуманистической характерологии. М.: Республика, 1993. 414 c.
  17. Шутенко Е.Н. Самореализация студентов в современном вузе как гуманитарная проблема социализации молодежи // Перспективы науки и образования. 2014. №1. C. 149–152.
  18. Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи в контексте социокультурной трансформации высшей школы // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. 2014. № 2. C. 201–205.